Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста

дети раннего возраста

Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) – это одно из основных направлений по речевому развитию детей до трех лет.

Содержание работы по ЗКР включает:

— развитие речедвигательного аппарата: артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;

— формирование навыков правильного произношения;

— формирование дикции (четкого и ясного произношения каждого звука в отдельности, слов и фраз в целом);

— развитие восприятия речи, которое включает развитие слухового внимания и всех компонентов речевого слуха;

— развитие восприятия темпа, тембра и силы голоса.

Что должен делать педагог для реализации данных задач?

  1. Подготавливать речеслуховой анализатор ребенка для правильного произношения всех звуков родного языка.
  2. Тренировать основные артикуляционные органы движения при работе над произношением гласных (а, о, у, и, э, ы) и простых согласных звуков (м, п, б, н, т, д, ф, в, к, г).
  3. Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из 2-4 слов.
  4. Формировать общеречевые умения (речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи, ритм речи).

Основными приемами работы по формированию ЗКР в раннем возрасте являются:

— показ образца: интонационное выделение педагогом заданного звука и восприятие его детьми («Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у»);

— объяснения, указания («Козочка кричит: ме-ме-ме … Улыбнитесь и скажите вместе со мной: ме-ме-ме … высунули – вот язычок, спрятали язычок – нет язычка»);

— словесные упражнения («Как мяукает кошка? Скажем все вместе»);

— сопряженное и отраженное проговаривание звукоподражаний, слов, текстов со звукоподражаниями («Послушайте, как я скажу … Скажем  вместе. А теперь Маша (Сережа) скажи»);

— игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и др.).

Какими специальными профессиональными знаниями и умениями необходимо  владеть?

  1. Знаниями возрастной «нормы» и индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка в группе.
  2. Умением соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи.
  3. Знаниями артикуляционного уклада звуков родного языка.
  4. Умением отбирать формы, методы и приемы работы по формированию произносительной стороны речи детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и образовательных задач.

Важно помнить, что не только логопеды должны знать артикуляционные и акустические признаки звуков, положение органов артикуляционного аппарата при их произнесении (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти), но и воспитатели групп дошкольного, а особенно раннего возраста.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

4 комментариев к записи “Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста”

  1. надежда:

    Бэла Геннадьевна, здравствуйте! скажите пожалуйста в группе раннего возраста проводиться пед.диагностика (мониторинг)или только показателями являются целевые ориентиры.

    • admin:

      Надежда, да, проводится. Желательно проводить диагностику на основе той программы, по которой написана ООП детского сада. («Детство», «От рождения до школы» и др.)

  2. надежда:

    Здравствуйте Бэла Геннадьевна! скажите пожалуйста как правильно написать в аналитическом отчете за межаттестационный период. работа велась по развитию речи детей раннего возраста, сказали, что по результатам выходить на целевые ориентиры.

    1вариант:»ежегодно осуществляю оценку индивидуального развития малышей, которая проводиться в рамках педагогической диагностики. основными показателями эффективности образовательного процесса является положительная динамика формирования активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи, грамматического строя и звуковой культуры речи в соответствии с их возрастными особенностями 2014-2015уч.г.высокий …%, средний…%, низкий..%; 2015-2016уч.г.высокий..5, средний…%, низкий..%

    2вариант:»Ежегодно осуществляю оценку индивидуального развития малышей, которая проводиться в рамках педагогической диагностики. основными показателями эффективности образовательного процесса являются целевые ориентиры образования в раннем возрасте и их положительная динамика 2014-2015уч.г.высокий..%, средний..%, низкий..% и т.д. анализируя результаты педагогической диагностики, можно сделать вывод, что все дети владеют активной речью, стремятся к общению со взрослыми понимают речь взрослых, обращаются с просьбами и вопросами, проявляют интерес к стихам, песням, сказкам.

    • admin:

      Надежда, лучше взять ПЕРВЫЙ вариант. Дело в том, что во ФГОС написано: «4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.»
      То есть, Ваша диагностика не является основанием даже для ФОРМАЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ с целевыми ориентирами. Диагностику вы делаете для (из ФГОС): 4.4. «б) решения задач:
      — формирования Программы;
      — анализа профессиональной деятельности;
      — взаимодействия с семьями;
      в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
      г) информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ».