Логоритмические игры для детей

muz8

В музыкальном и речевом развитии успешно применяется такое направление как логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, речевого, физического обучения и развития.
Логоритмику воспитатель и музыкальный руководитель могут использовать как самостоятельное направление в своей работе или как часть занятия.

Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
• Нормализация темпа и ритма речи
• Развитие слухового внимания
• Развитие фонематического слуха
• Развитие моторики, мимики, пантомимики
• Развитие дыхания
• Формирование правильного звукопроизношения и др.

Логоритмические занятия:
• способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств:
• развивают неречевые процессы — координацию движений, правильное дыхание, музыкальность;
• содействуют развитию: эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, общему физическому, сенсомоторной координации.

В занятия могут быть включены следующие упражнения и игры для детей:
• пальчиковые игры
• речевые игры
• чистоговорки
• дыхательные упражнения
• упражнения на развитие зрительной памяти и слухового внимания
• упражнения на развитие внимания и чувства ритма
• упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
• пение
• игра на музыкальных инструментах
• музыкальная самостоятельная деятельность
• упражнения для развития творческой инициативы.

Педагог должен соблюдать основные педагогические принципы: последовательность, а также постепенное усложнение и повторяемость материала.

Игры для развития дыхания:
• Предложить детям подуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки, пускать мыльные пузыри.
• Игра на музыкальных инструментах: дудки, губная гармошка.
• Предложить поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками.
• На выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: «А! О! Ах! Ох! Ух!» и т. д.
• Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку.

Упражнения, активизирующие внимание и развивающие все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную):
• Под звучание бубна, погремушки или других муз. инструментов предложить : «На громкое звучание — топаем ножками, на тихое — стоим спокойно». Опираясь на этот пример, можно давать задания на движения и смену темпа, силу звучания и др.

В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Это позволяет создавать ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном.

Упражнения на ритмичность движений (дробный шаг):
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Упражнения на координацию речи с движением:
«Щетки»
Этой щеткой чищу зубы (имитация чистки )
Этой щеткой башмаки (наклоны вниз)
Этой щеткой чищу вещи (наклоны в стороны)
Все три щетки мне нужны (2 приседания).
«Кошка»
Кошка мышку увидала (дети становятся парами)
Подошла и так сказала (протягивают друг другу руки)
-Одиноко у старушки (хлопки)
Жить одной мне без подружки.
Знаешь что? Давай дружить! (кружение парами)
В гости будем мы ходить (хлопки).

Пальчиковые игры для детей:
«Очки»: пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
«Бабочка»: руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях.

Зарядка для губ:
«Веселый пятачок»:
1) губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка
2) сомкнутые вытянутые губы («пятачок») двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево,
3) «пятачок» делает круговые движения сначала в одну, затем в другую сторону.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Зарядка для шеи и челюсти:
«Удивленный бегемот» — отбросить резко вниз нижнюю челюсть.
«Зевающая пантера» — нажать двумя руками на обе щеки и произносить: «Вау. Вау», подражая голосу пантеры, затем зевнуть и потянуться.

Зарядка для языка:
«Жало змеи» — рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
«Конфетка» — губы сомкнуты, языком перемещаем конфетку, вправо-влево.
«Колокольчик» — рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ.

Упражнение для тренировки диапазона звучания:
«Чудо-лесенка»
Чудо-лесенкой шагаю, высоту я набираю
Шаг на горы, шаг на тучи
А подъем все выше-круче.
(Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса).

Сказка про Язычок
(Из книги: А. С. Анищенковой «Артикуляционная гимнастика»)
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка.
На лошадке по дороге
Скачет Язычок
И копытами лошадка —
Цок, цок, цок, цок, цок.
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:»И – у! И – у! И – у!»
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Ля – Ля – Ля – Ля – Ля – Ля
Отдыхаем все, друзья!

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.