Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Развитие речи дошкольников по возрастам | ДЕТСТВО-ГИД

Развитие речи дошкольников по возрастам

Младший дошкольный возраст

Одна из главных задач речевого развития в этом возрасте — формирование правильного звукопроизношения.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального речевого материала: шутки-чистоговорки, потешки на данный звук, песенки, загадки.
Для отрабатывания звуков и звукопроизношения подходят потешки, где под ударением слышится какой-либо гласный звук:
— ПетушО-Ок, петушО-Ок, ЗолотО-Ой гребешО-Ок
— Наши уточки с утра-А-А КрЯ-А, крЯ-А, крЯ-А
— Наши гуси у пруда-А-А ГА-гА, гА-гА, гА-гА!

Сначала необходимо подбирать потешки со звукосочетаниями, уже имеющимися в словаре ребенка. Усложняя задание педагог подбирает потешки с новыми звуковыми сочетаниями:
— Во-ДИ-чка! Во-ДИ-чка! Умой Тане ли-Чи-ко!
— Ранним рано по утРУ-у-у пастушок ту-РУ-ру-ру
— Ой, ДУ –ду-ду-ду-ду, потерял пастух ДУ-ДУ
— КИ-ска,КИ-ска, Ки-ска, брысь
На дорожку не садись! Кис-кис-кис!

В словарной работе обратить особое внимание на обогащение словаря, а это тесно связано с расширением знаний ребенка об окружающем мире предметов, вещей, явлений.
Задача педагога: побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия.
Эта работа планируется в виде разнообразных упражнений и игр для детей (поможем кукле подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и др.).

При формировании грамматического строя речи необходимо способствовать умению детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами.
Особое внимание нужно уделить работе с глагольной лексикой, а именно способствовать тому, чтобы дети умели:
— правильно употреблять форму повелительного наклонения ед. и мн. числа (беги, лови, покружитесь),
— спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим),
— образовывать от одних глаголов другие (встал-встает, умылся-умывается) или образовывать глаголы из др. частей речи (воробей чик-чирик – чирикает, барабан — барабанит) и др.

В младшем возрасте происходит овладение диалогом. Образцы диалога ребенок получает от общения со взрослым.
Обучение диалогическому общению осуществляется в форме активизирующего общения. Это могут быть дидактические и подвижные игры, творческая деятельность, инсценировки, игровые драматизации и др.

При обучении пересказыванию дети учатся воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет фразу или слово, ребенок – заканчивает предложение).

При рассматривании картин малыши сначала учатся отвечать на вопросы по содержанию (о персонажах и их действиях – кто это?, что делает?), затем составляют короткий рассказ вместе со взрослым.

При рассматривании игрушек или предметов дошкольники отвечают на вопросы о свойствах, качествах, действиях и назначении их.
Затем педагог подводит их к составлению рассказов об игрушке. Для описания используется совместное рассказывание. Взрослый начинает, ребенок заканчивает: «Это (кошка). Она (серая, пушистая). У кошки (хвостик, лапки, ушки). Кошка любит кушать (рыбку, сметану).

Средний дошкольный возраст

В словарной работе решаются следующие задачи:
— уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.),
— формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов («идет» — о человеке, поезде, фильме),
— расширять представление о синонимах и антонимах,
— обучать разным способам словообразования, продолжать формировать умение соотносить названия животных и их детенышей (в ед. и мн. числе, во мн. числе род падежа),
— формировать умение образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам.

В средней группе следует продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов. Необходимо подводить детей к составлению рассказов из личного опыта. Рассказывание предполагает обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (напр., выявлению причинной связи: Мне нравится то-то, потому что…).

При формировании описательной речи (описывать игрушки, предметы), желательно также включать элементы рассуждения:
— начальное определение предмета,
— описание его свойств и качеств,
— конечная оценка и отношение к предмету.

Продолжать формирование навыков повествовательной речи. Знакомить с композицией связного высказывания (начало, середина, конец). Закреплять представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (Однажды… Дело было осенью … Как-то раз…).
Как методический прием можно предложить детям заполнить схему рассказа (Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Стали звери… И тогда…). Этим приемом закрепляется представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

Использовать коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком. В этом помогут сюжетные картинки, когда один рассказывает начало по первой картинке, другой развивает сюжет, а третий заканчивает рассказ. Задача педагога: помочь детям при переходе от картинки к картинке словами-связками (и вот тогда…, вдруг…, в это время…).

Старший дошкольный возраст

В этом возрасте особое внимание следует уделять синтаксической стороне речи, а именно развитию умения строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого необходимо включать упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы… они оказались там, где…».

Обязательно подводите детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков. Это является необходимым для подготовки их к усвоению грамоты.

В словарной работе задача педагога — активизировать употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи, продолжать знакомить со значениями многозначных слов.
Развитие связной речи. Дети должны анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).
На первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний – описание, повествование, рассуждение.

Методику развития речи Вы можете скачать на странице «Библиотека» в разделе «Речевое развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.