Одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является задача овладения речью как средством общения и культуры. Она предполагает свободное общение дошкольников на уровне устной речи. А именно:
— умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);
— соблюдение норм литературного языка;
— владение необходимым набором средств и разновидностей общения;
— стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и интересы партнеров.
Чтобы помочь ребенку овладеть умением свободно общаться, педагог должен сформировать у него коммуникативно-целесообразную речь, которая подразумевает оптимальное использование языковых возможностей в конкретных условиях общения. Другими словами, каждый человек должен излагать свои мысли так, чтобы его можно было понять. Если речь не ясна, то она не достигает цели.
Критерии коммуникативно-целесообразной речи:
1. Точность речи определяется правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Речь является точной, если ребенок отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, необходимые именно для данного высказывания.
2. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку слов (диалектных, жаргонных и др.).
3. Логичность речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять свою мысль.
4. Выразительность речи позволяет усилить эмоциональное впечатление от сказанного, вызвать и поддержать внимание и интерес у собеседника. Средством выразительности может быть не только слово, но и жесты, мимика, пантомимика.
5. Богатство речи дошкольника определяется тем, каким арсеналом языковых средств он владеет и насколько умело пользуется ими в конкретной ситуации.
6. Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих задачам, ситуации, условиям, содержанию общения.
Примерные задачи по формированию
коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников:
Младший дошкольный возраст:
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— подсказывать детям образцы обращения к взрослым и сверстникам;
— формировать потребность делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.
Средний дошкольный возраст:
— обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях;
— формировать умение проявлять инициативу в общении;
— формировать умение дошкольников посредством речевого взаимодействия налаживать контакты друг с другом.
Старший дошкольный возраст:
— развивать мотивационно-потребностную сферу в общении;
— формировать умение общаться в паре, группе, в коллективе;
— создавать условия для самостоятельности и активности ребенка в речевой деятельности.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Бэла Геннадьевна,здравствуйте!Подскажите пожалуйста,есть ли книга содержащая диагностику позволяющая проанализировать коммуникативную компетентность ребёнка в МБДОУ? Заранее спасибо!
Татьяна, по идее, сейчас надо ориентироваться только на диагностику той программы, на основе которой д/сад разработал свою программу («Детство», «От рождения до школы» и т.д.). Но диагностики именно коммуникативной компетентности, по-моему нет ни в одной из программ. Попробуйте посмотреть в интернете вот эти книги:
1. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7лет. Под ред. М.М. Безруких
2. Е.Б. Чернышова, И.А. Стернин «Коммуникативное поведение дошкольника»
Я не гарантирую, что и в этих книгах Вы найдете такую диагностику, но помню, что что-то подобное в них было.
Добрый вечер, уважаемая Белла Геннадьевна! Я очень признательна Вам за методическую помощь, которую Вы оказываете. Все очень грамотно и доступно.Спасибо!
Подскажите, пожалуйста, как методически грамотно сформулировать тему педсовета по речевому развитию — соединить речевое развитие в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности и интегративное взаимодействие педагогов.Заранее спасибо!
Светлана, спасибо Вам за оценку моей работы, стараюсь))) Теперь о формулировке. Вы хотите соединить «коня и трепетную лань»))) Ну что ж, давайте попробуем. В этом случае подойдут темы про общение (взаимодействие), это сейчас очень актуально: 1. Развитие диалогического общения у дошкольников в различных видах деятельности. (или эффективные практики развития …, или организация диалогического общения…). Если покупали мою книжку «Методические подсказки… для воспитателей», то там есть хорошая технология по этому направлению.
2. Развитие активной речи у воспитанников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Спасибо, Белла Геннадьевна! Мне понравился второй вариант.
Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Сначала хочу поблагодарить Вас за такую нужную и профессиональную работу. Я для себя почерпнула много интересного из Ваших ответов другим педагогам. Но теперь и я прошу Вашей помощи о формировании темы по самообразованию (раздел ФЭМП). Очень хочется, чтобы тема была достаточно узкая(так нам советуют), яркая в представлении её на аттестации, рассчитана на работу по ней в течении 3-5 лет(сейчас у меня дети младшей группы).
И ещё прошу помочь моей сменщице. Её интересует тема развитие речи. Вы писали о развитии коммуникативно-целесообразной речи в разных видах деятельности, но это, наверное, очень широкая тема; и о развитии речи посредством коммуникативных игр. Мы посмотрели, но во многих таких играх дети не так уж много говорят и большая часть их для детей постарше. Может мы что-то не так понимаем. Помогите нам пожалуйста.
Юлия, спасибо большое за добрые слова! Мне очень приятно!
Теперь о Ваших вопросах.
Формулировки по ФЭМП могут быть такие:
1. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания.
2. Математическое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
3. Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с окружающим миром. (Более широкая тема, чем предыдущие).
Про коммуникативно-целесообразную речь. Да, тема больше подходит к старшим дошкольникам, хотя и для малышей можно взять (Например, задача: формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику).
Предлагаю очень актуальную сейчас тему для младшего возраста «Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
У меня есть статья по этой теме. Вот ссылка
http://detstvogid.ru/razvitie-dialogicheskogo-obshheniya-u-de/.html