Планирование по развитию речи дошкольников

Успех работы по развитию речи дошкольников во многом зависит от качества ее планирования.
Планирование работы по развитию речи – это проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
На современном этапе, в связи с созданием новых типов дошкольных учреждений, разных вариантов программ развития речи, изменившихся условий вопросы планирования решаются по-разному.

Вместе с тем в методике сложились единые принципы планирования работы по развитию речи, которые объективно отражают существующие закономерности и логику речевого развития детей и поэтому являются основой организации педпроцесса в дошкольных учреждениях любого типа.
Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы:
1. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане должны найти отражение все разделы программы речевого развития: ЗКР, грамматика, словарь, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.
2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.
3. Последовательное нарастание требований к речи детей. В дошкольном образовании  выработаны определенные требования — это усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
4. Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других — медленнее. По-разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей. Особое внимание необходимо обратить на индивидуальную работу в разновозрастной группе.
5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
6. Систематичность педагогического воздействия на речь.
В современных ДОУ утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы.
Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
При планировании необходимо помнить о комплексном подходе к решению задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.

Существует практика составления перспективных планов по индивидуальной работе с детьми. Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
Обязательно нужно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье,консультации для родителей, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).

Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, тексты худ. произведений, упражнения, игры для детей) и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. Целесообразно применять условные обозначения, например: первая половина дня; вторая половина дня; [з] — занятие; | пр.| — прогулка; [у]- утро; [в]— вечер.
При календарно-перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, то карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.

Календарное планирование.
На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми (цель — формирование умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей); работу по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию детей); разнообразные дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.
В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия. Рекомендуется указывать:
а) название занятия;
б) задачи, которые предстоит решить;
в) дидактический материал;
г) последовательный ход занятий;
д) способ организации детей на занятии (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей).
В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке; работу по ЗКР в ходе подвижных игр; дидактические игры и упражнения по различным разделам про¬граммы речевого развития; индивидуальную работу с детьми; коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками.
Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы.
По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

6 комментариев к записи “Планирование по развитию речи дошкольников”

  1. Татьяна:

    Уважаемая Бэла Геннадьевна! Подскажите, пожалуйста, самую актуальную тему в соответствии с ФГОС ДО в ОО «Речевое развитие».

    • admin:

      Татьяна, самое актуальное сейчас – научить детей общаться. Общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми – это важное направление и в речевом, и в социально-коммуникативном развитии.
      Поэтому темы такие:
      1. Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
      2. Формирование коммуникативно-целесообразной речи у воспитанников в условиях дошкольного учреждения.
      По этим двум темам есть статьи на сайте.

  2. Ирина:

    Добрый день, Бэла Геннадьевна. Хотелось бы получить консультацию о планировании воспитательно-образовательного процесса в доу. Спасибо.

    • admin:

      Ирина, напишите, пожалуйста, на электронную почту сайта detstvogid@yandex.ru И уточните, что именно у Вас не получается или Вы хотите спросить.

  3. Ирина:

    добрый день, мне нужно дать консультацию педагогам по планированию воспитательно — образовательного процесса, ну наверное по каждому виду деятельности??

    • admin:

      Ирина, прежде всего, скажите педагогам, что правильнее говорить не «воспитательно-образовательный», а «образовательный» процесс. В соответствии с «Законом об образовании в РФ» образование – это воспитанние и обучение. Значит, когда мы говорим «образовательный», то подразумеваем и «воспитательный». Многие педагоги (да и некоторые известные ученые-дошкольники) по привычке говорят «воспитательно-образовательный», а это неправильно. Получается, что мы говорим два раза «воспитательный».
      Теперь о планировании. Нужно ориентироваться на планирование той примерной основной образовательной программы («Детство», «От рождения до школы» и т.д.), на основе которой разработана Программа д/с. Сейчас почти все авторские коллективы (авторы программ) выпустили свои учебно-методические комплекты. А консультации проведите на основании методических рекомендаций ФИРО. Там на странице 101 есть шикарный текст для консультаций. Вот ссылка:

      http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Metod_rec_POOP-FGOS-DO.pdf