Театрализованная деятельность дошкольников

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.

Задачи — формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру; развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности детей посредством театра.
Занятия
По содержанию — типовые, доминантные, тематические, фрагментарные (на др. занятиях), интегративные, репетиционные. Называют их так в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое включает в себя все виды театрально-художественной деятельности. В доминантном преобладает какой-либо вид (танцевально-ритмическая деятельность или театральная игра). На тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды театрализованной деятельности. Интегративное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (изготовление афиш, кукол, костюмов, декораций, рисование персонажей и т.д.). Фрагментарное используется как структурная часть на другом занятии (речевом, музыкальном). Репетиционное включает непосредственную подготовку к спектаклю.

Структура занятия:
1 часть. Театральная игра — направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Общеразвивающие и специальные театральные игры развивают творческие способности дошкольников.

Общеразвивающие игры для детей
Упражнение со стульями
Цель: Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.
Ход: По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик (квадрат), самолет, автобус.
Передай позу
Цель: развивать память внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход: Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает позу и фиксирует ее, показывает первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза первого и последнего ребенка. Детей обязательно следует поделить на зрителей и исполнителей.
Специальные театральные игры для детей
Для того, чтобы перейти к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специ-альные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию.
Угадай, что я делаю
Цель: объяснить заданную позу, развивать воображение, память.
Ход: педагог предлагает принять определенную позу и объяснить ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Варианты ответов: кладу книгу на полку, вешаю куртку, украшаю елку и т.д.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок.
Одно и то же по-разному
Цель: развивать умение оправдывать и объяснять свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход: детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, бежит, слушает и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, каждая получает определенное задание.
1 — сидеть. Варианты: сидеть у телевизора, в цирке, в кабинете у зубного врача и т.д.
2 — идти. Варианты: идти по дороге, а вокруг лужи и грязь, по горячему песку, по уз-кому мостику, по горной тропинке.
3 — бежать. Бежать, опаздывая в театр, от злой собаки, попав под дождь и т.д.
Превращения предмета.
Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию.
Ход: предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение.
Варианты:
1. карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, зубная щетка
2. маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, цыпленок, колобок
Затем можно переходить к этюдам («учение» — фр.)
Он выполняет роль предварительной тренировочной работы. Это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.
Темы должны быть близки и понятны детям — Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т.д. Можно предложить этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость, Удивление, Страх. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус. Например, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету; ощутить запах краски, готовящегося пирога.
Все они развивают умение передавать определенное состояние с помощью мимики и жестов, а также логику поведения.
Следующий этап: сочинение этюдов по сказкам. Дети должны выбрать эпизод из сказки и сочинить по нему этюд — Колобок и Лиса, Красная Шапочка у бабушки…

2 часть. Ритмопластика — включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые развивают ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Кактус и ива
Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения.
Ход: по сигналу дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде кактус — останавливаются и принимают позу кактуса — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты к друг другу, пальцы растопырены, мышцы напряжены. По хлопку движение возобновляется, затем команда — ива — руки расслаблены, висят, голова висит, мышцы расслаблены.
Снеговик
Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук, ног, шеи, корпуса
Ход: дети-снеговики. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и вытянуты вперед, мышцы напряжены. «Пригрело солнышко, под его теплыми лучами снеговик начал медленно таять» Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают руки, при-седают на корточки, падают на пол.

Музыкально-пластические импровизации (музыкальное развитие)
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение муз. произведений.
Потеря — ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики создают мини-этюд на заданную тему?
Подарок — передают радостное настроение в связи с полученным подарком.
Утро — дети лежат на ковре (спят), ощущают как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глазки, потягиваются, поднимаются, подходят к окну, любуются утром.

3 часть. Культура и техника речи (развитие речи)- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, интонации. В этот раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию.
«Игра со свечкой» — подуть, но не погасить пламя. Задача — развивать правильное речевое дыхание. «Мыльные пузыри» — на ровном выдохе выдувать пузыри, стараться, чтобы они становились больше, и отрываясь, — улетали.
Зарядка для губ — «Веселый пятачок»:
1. на раз губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка, на два — растяги-ваются в улыбке, не обнажая зубов,
2. сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево,
3. пятачок делает круговые движения сначала в одну, затем в другую сторону.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

4 часть. Основы театральной культуры — включены следующие темы:
— особенности театрального искусства
— виды театрального искусства
— рождение спектакля (кто принимает участие — осветители, гримеры и т.д.)
— театр снаружи и изнутри
— культура зрителя

5 часть. Работа над спектаклем
10 основных этапов работы над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Дети пересказывают каждый эпизод, придумывая им название.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные, но привлекать постепенно надо всех.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит несколько раз, это позволяет детям выучить практически все роли.
Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, уже может наметить 2-3 исполнителей, способных справиться с ролью.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен. Ребенку в силу возраста еще тяжело перевоплощаться. Он может основываться только на своем опыте. Помогите ему вспомнить ситуации или чувства, похожие на ощущения героев. Но не навязывайте свои образцы поведения.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декора-ций и реквизита, музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов других исполнителей, а искали собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не загораживая друг друга. Всякое удач-ное решение надо поощрять, отмечать.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива общих репетиций может быть от одной до трех.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Обсуждение не нужно проводить сразу после спектакля. Но на следующий день надо выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Педагог, указывая на недостатки, с тоже время должен похвалить, отметить наиболее удачные моменты выступления.
10. Повторные показы. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новое звучание.

Обязательно нужно показать спектакль родителям.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.