Театрализованная деятельность в детском саду

Из опыта работы по модифицированной программе
«Театральная мозаика»

Паутова Светлана Ивановна,
музыкальный руководитель МАДОУ № 60,
г. Томск

 Универсальным средством гармоничного развития ребенка является театрализованная деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества, а также выразительной речи.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Участвуя в инсценировке, разыгрывании сценок и сказок, ребенок непосредственно и естественно вживается в образ. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, он реально передает все действия и движения персонажа, как будто это происходит с ним самим. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость, взаимовыручка, ответственность). У детей формируется правильная самооценка тех или иных поступков, они с интересом познают окружающий мир, анализируют происходящие события и явления.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя следующее:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; игры-превращения; упражнения для социально-эмоционального развития детей; логоритмические упражнения; пальчиковые игры; игры для развития речевой интонационной выразительности; упражнения на развитие пластики; театральные этюды; разыгрывание сказок и инсценировок.

Пальчиковая гимнастика
«Веселые брызги»: Дети выполняют отрывистые движения кистями рук сверху вниз, распрямляя и сгибая пальцы.
«Легкий ветерок»: Руки находятся на уровне лица ладонями к лицу. Одновременное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.
«Мы рисуем»: Рисование пальцем, как карандашом или кисточкой.
«Я играю»: Дети пальцами играют как на балалайке, гармошке или пианино.
«Играем на барабане»: Ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

Дыхательная гимнастика
«Мячик»: Лежа, стоя. Руки на животе. Вдох, не поднимая плечи, живот надуть. Длинный выдох.
«Песня волка»: Короткий, резкий вдох носом. На коротком выдохе произносить звук: «у-у-у».
«Песня ветра»: Стоя, лежа, руки на животе. Длинный вдох — шумный продолжительный выдох без звука.
«Шарик»: Имитируем, как надуваем воздушный шарик.
«Задуй свечу»: Представить горящую свечу, задуть ее медленно, набрав много воздуха.
«Гармошка»: Руки согнуты в локтях. Сделать глубокий вдох через нос — руки «растягивают мех». Задержать дыхание, выдох со звуком «а» – сжать руки. Повторить три раза.
«Больной пальчик»: Резкими, короткими выдохами дуем на пальчик.
«Маятник»: Опускать голову вниз — выдох, поднимать вверх — вдох. Повторить.
«Ушки»: Стоять прямо, ноги на ширине плеч, наклоны головы вправо-влево к плечу – резкий вдох, смотреть перед собой – выдох. Повторить несколько раз.

Артикуляционная гимнастика
— Покусайте кончик языка — «так мама шинкует капусту».
— Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
— Язык — жало змеи.
— Язык — тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
— Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.
— Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.
— Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня,
А сейчас я — дудочка, дудочка-погудочка.
Мне понравилось играть, повторю-ка все опять.

Творческие упражнения
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза. Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и с другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются по залу. Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
3. Дети двигаются свободно под веселую музыку. Задание: по окончании музыки встать в круг (построиться в цепочку по диагонали).
4. Дети ходят вокруг обруча. Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.
5. Дети стоят в кругу. Задание: не перепутайте движение.
На слово «земля» — руки вниз.
На слово «вода» — руки перед собой.
На слово «воздух» — руки вверх.
На слово «огонь» — вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
6. Дети сидят в кругу. На счет от одного до десяти все начинают пересаживаться по цвету волос, договорившись заранее: здесь — светлые, здесь — темные.
7. Русская народная игра «Капуста». Дети стоят цепочкой, первый «накручивает» (закруживает) эту цепочку детей. Потом последний закручивает всех на себя. При этом все говорят:
«Ты завейся, ты завейся, золотой кочешок.
Не женися, не женися, молодой женишок».
8. Русская народная игра «Пень-колода». Дети стоят в кругу, считалкой выбирается ребенок, которому завязывают глаза. Остальные идут под музыку вокруг него, по окончании музыки все останавливаются. Ребенок на ощупь должен узнать любого. Если не узнал, дети говорят:
Пень-колода, пень-колода,
Просидишь до нова года!

Театральные этюды
1. «Раннее утро»
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»).
Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. «Сладкий работник»
Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму…
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
3. «Снежинка»
Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока она не растаяла.
4. «Жадный пес»
Жадный пес дров принес,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напек, спрятал в уголок
И съел сам. Гам, гам, гам!
5. «Котенок»
Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.
6. «Мама спит»
На носочках я иду – маму я не разбужу.
7. «Капуста»
– Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
– Как же быть без хруста, если я – капуста!

Игры — превращения
«У зеркала»
Нахмуриться, как:
а) король;
б) ребенок, у которого отняли игрушку;
в) человек, скрывающий улыбку.
Улыбнуться, как:
а) собака своему хозяину;
б) кот на солнце.
«Игра с платком»
Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:
а) бабочку;
б) лису;
в) принцессу;
г) волшебника;
д) бабушку.

Пантомимы
— Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
— Много снега — протопчем тропинку. Лепим снежки.
— Холодно: мерзнут ноги, руки, тело. Греемся.
— Моем посуду. Вытираем.
— Как падает снежинка.
— Волк крадется за зайцем. Не поймал.
— Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
— Бабочка порхает с цветка на цветок.
— Принцесса капризная, величественная.
«Мы в лесу»
Звучит музыка «Сладкая греза» П. И. Чайковского.
Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям:
– Ты кто? – Жучок. – Что делаешь? – Сплю. И т. д.

Список использованной литературы
1. Мерзлякова С.И. Программа «Волшебный мир театра». – М., 1999.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.,2003.
4. Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей. – Волгоград, 2009.
5. Шорыгина. Т.А. Красивые сказки. Эстетика для малышей. – М., 2003.
6. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 2006.
7. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М., 2009.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.