Богословская Светлана Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 4,
г. Мурманск
Каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Они не умеют выражать свои эмоции, меньше удивляются и восхищаются, редко сопереживают, интересы ограничены, а игры однообразны.
Размышляя над этим, мы задались вопросом, как научить детей сопереживать, понимать чувства другого. И для решения этой проблемы выбрали театрализованную деятельность, так как театр лучше всего помогает в умении сопереживать, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром.
Изучив и проанализировав литературу по театрализованной деятельности, проведя педагогическое наблюдение, были определены следующие направления: развитие эмоциональной сферы детей и приобщение азам театрализованной деятельности. На основании этого разработали план работы с детьми, создали соответствующую предметно-развивающую среду.
Работа начинается с младшей группы, сначала знакомим дошкольников с театральными куклами, формируем умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Предлагаем детям поиграть с игрушками, обращая их внимание на то, как можно с ними действовать, например, потанцевать, спеть колыбельную, какую подобрать музыку.
Используются игровые упражнения на отработку мимики, жестов: «кислый лимон», «обиделись», «здравствуйте» и др. Практикуются упражнения, направленные на развитие речи, учим потешки, прибаутки, короткие стихи. Далее формируем умение вести диалог друг с другом, одновременно управляя кукольными персонажами. Детям с более развитой речью предлагается придумать небольшие диалоги для кукол.
Стараемся поддержать в детях желание импровизировать, придумывать что-то новое, свое. Для этого разыгрываются сочиненные диалоги, сценки, сказки, что духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.
В середине года проводится повторное педагогическое наблюдение, исходя из результатов, корректируется дальнейшая работа.
Продолжая работу по совершенствованию исполнительских умений, можно использовать этюды, задания на развитие интонационной выразительности речи.
В работе со старшими дошкольниками больше внимания уделяется дикции: артикуляционная гимнастика, скороговорки. Используется для игры материал из «Азбуки настроения». Проводятся театральные игры, предлагаются верховые куклы. Они сложнее для управления, поэтому особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, а именно: пальчиковые игры, упражнения для снятия напряжения кистей рук.
Помогаем овладеть приемами вождения кукол на ширме. Обучая детей действовать с куклой, обращаем их внимание на важное правило: кукла должна быть повернута к зрителям лицом, лишь иногда боком.
Достигнутые результаты подтвердили целесообразность выбора театрализованной деятельности:
— дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);
— их речь стала более связанной, выразительной, расширился словарный запас;
— дети научились выражать свои чувства, понимать чувства других и сопереживать им;
— дошкольники стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость;
— занятия с театральными куклами развили фантазию, воображение.