Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Картотека дидактических игр по развитию речи | ДЕТСТВО-ГИД

Картотека дидактических игр по развитию речи

Картотека дидактических игр по развитию речи

для детей младшего дошкольного возраста

 

Саукова Татьяна Юрьевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

 «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре­делении предмета по его признакам.

 Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно по­смотреть? Что это? (Морковка). Какая морковка? (Длинная, красная). Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец). Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.).

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога­даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин­ная, красная. Что это? (Морковь). Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец). Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко). Он круглый, красный. Что это?  (Помидор). Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный».

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко). Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»

Цель: формируем умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи­тельными среднего и женского рода, по числу детей.

Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де­тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во­просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп­ражняться в образовании форм именительного падежа множест­венного числа существительных.

  «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длин­ная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. На­зывают их. Выставляют на столе.

Комментируем: Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка). Еще пирамидка есть? И т. д.

—  Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамид­ки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем лен­точки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре: Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами).

—   Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул). Вот наши ножки!  (Топают ножками). Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек).  Вот наши ручки! —  Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек).    Вот   наши ножки!  Игра повторяется 2-3 раза.

 «ПОРУЧЕНИЯ»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклоне­ния глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

—  Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками).

—  Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«МИШКА, ЛЯГ!»

Цель:  упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

В   гости   к  детям   приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок… ляг на спинку… ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо по­просить: «Мишка, спой!» (Рас­сказ сопровождается действия­ми с игрушкой).

По желанию детей медве­жонок выполняет разные зада­ния.  Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».

Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с гор­ки), поскачи, попляши, напиши письмо   и др.

 «ПОТЕРЯЛИСЬ»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте­нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

— Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Доста­ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень­кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен­ка. Поищи утку.

—   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен­ка). Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает­ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка утенок, курица цыпленок и др. Затем животные уезжа­ют на машине в гости к другим детям.

«ЧЕЙ ГОЛОС?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподра­жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете­ныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля­гушонок, корова и теленок.

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

—   Му-у-у — кто так мычит? (Корова). А кто мычит тонень­ко? (Теленок).

Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«ДОМИКИ»

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала дол­жен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бель­чонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

«ПОРУЧЕНИЯ»

Цель: называть детенышей животных.

Материалы: игрушки: бельчонок и котенок.

Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. — Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем малень­кие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, по­скачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?

После игры животные прощаются с детьми и уходят (уез­жают).

 «БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»

Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.

Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков  (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).

Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова.

(Е. Благинина. Будут на зиму дрова.)

Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.

—   Где ладошки? Тут?

—  Тут.

—   На ладошке пруд?

—   Пруд.

—   Палец большой — это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,

Этот палец суп варил  (сварил).

Самый меньший—печь топил  (истопил).

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот…

Вот. (Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)

На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?» — дети протяги­вают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в сти­хотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.

«ПОЕЗД»

Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Взрослый-водящий произносит:

Чух, чух, пых-чу,                                                                             Ко-ле-са-ми

Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза).         Вер-чу, вер-чу (произносится 2 раза),

Стоять на месте не хочу!                                Са-дись скорее,

Ко-ле-са-ми                                                        Прокачу!

Стучу, стучу.                                                      Чу! Чу!

(Е. Карганова. Поезд).

На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает мед­ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети вы­полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу» -топают ногами, на слова «Коле­сами верчу, верчу»—делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

 «КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»

Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.

Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голо­ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:

— Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

—   На речку.

—   Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

—  За водой.

—   Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?

—   Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ре­бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой­манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но­вой курочки-рябушечки.

«СОРОКА» (Игра-драматизация)

Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает, и с субъектом, который это действие производит.

Материалы: Иголки, очки, мыло, звонок, щетка, утюг, кисть, веник, иг­рушечная птица — сорока.

Воспитатель обращается к детям: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла  (раскладывает предметы).

Игра продолжается в форме диалога между детьми и соро­кой.

Сорока, сорока.

Отдай нам мыльце!

Не дам, не отдам.

Возьму ваше мыльце,

Отдам своему сорочонку умыться!

Сорока, сорока.

Отдай нам иголку!

Не дам, не отдам!

Возьму я иголку,

Сорочку сошью своему сорочонку.

Сорока, сорока,

Отдай нам очки!

Не дам, не отдам!

Я сама без очков

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Сорока, сорока,

Отдай нам звоночек.

Не дам, не отдам!

Возьму я звоночек,

Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!

Ты, Сорока, не спеши,

Ты у деток попроси,

Все тебя они поймут.

Все, что надо, подадут.

(Пер. с таджикского А. Ахундовой.)

Ведущий: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, по­гладить, покрасить, полетать, подмести…)

Ведущий: Дети, что для этого нужно сороке? (Дети назы­вают и приносят все предметы.)

Сорока благодарит и улетает, пообещав вернуть все обратно.

Игру можно продолжить: сорока приносит все обратно, а де­ти вспоминают, что она делала с каждым предметом: мылом по­мылась, щеткой почистила, утюгом погладила, краской покрасила и т. д.

 «ЧЕЙ ГОЛОС?»

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

—   Кукареку! Кто это? (Петушок). Как кукарекает петушок? (Кукареку).

—  Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет ку­рочка?

—   Гав,  гав,  гав!   Кто  это?   (Собачка).   Как лает собачка?

—   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка).  Как мяукает кошка?

—   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки). Что она делает? (Лает).

—  Мяу,  мяу! Чей  это голос?   (Кошки).   Что  кошка  делает? (Мяукает).

—   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки). Что делает курочка?  (Кудахчет).

—   Кукареку! Кто это? (Петушок). Что делает петушок? (Ку­карекает).

«ЛЕСЕНКА»

Цель:  Использовать производные глаголы.

Материалы: Игрушки: лесенка, петух, кошка, собака, куклы Боря, Таня и Нина.

Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушка­ми. Дети по ходу чтения включаются в него, отвечают на вопро­сы, содержащиеся в тексте.

Стоит на дворе лесенка.

На лесенке пять ступенек.

Давайте считать, ребята!

На верхнюю ступеньку вскочил петух,

Крыльями замахал, громко запел.

Как он запел, ребята? (Здесь и далее ответы детей).

На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит — язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет?

А пес на третью ступеньку прыгнул.

Хвостом по ступеньке постукивает.

На кошку рычит. Как он рычит, ребята?

А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает?

А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята?

И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь, Как он стучит, ребята?

Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался.

Кошка  — та ловко: прыг-шмыг

В открытое окошко.

А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят.

Плачут. Как они плачут?

Вышла на крыльцо Нина,

Ребят с лесенки сняла и повела их.

Затопали ножки по крыльцу.

Как они затопали, ребята?

Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая.

(Е. Шабад)

«У ДЯДЮШКИ ЯКОВА» (Русская народная игра)

Цель: Соотносить  глагол  с  действием,   которое  он  обозначает.

Дети идут по кругу и декламируют:

У дядюшки Якова семеро детей.

Семеро, семеро веселых сыновей.

Они и пили, и ели.

Друг на друга все смотрели,

И все делали вот так.

И вот этак, и вот так.

На последние две строчки круг останавливается, и ведущий, а затем и все играющие выполняют различные действия: дудят, барабанят, трубят, звонят в колокольчики, играют на гитаре, на гармошке и т. д. По окончании каждого действия веду­щий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, и игра продолжается.

 «ВЕЧЕР ЗАГАДОК»

Цель:  Определять объект по его функциональным и внешним при­знакам.

Взрослый загадывает загадку, дети называют отгадку.

Видали вы его не раз —

Он скачет в двух шагах

От нас: чирик-чирик,

Чирик-чирик!

Кто к этой песне не привык? (Воробей.)

То мурлычет, то играет, То куда-то удирает, Убегает далеко. А когда придет обратно, то мяукает и с блюдца пьет сырое молоко. (Кот).

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок — может крякать и нырять, как его родная мать. (Утенок).

Днем лежит и молчит. Ночью лает и ворчит. Кто к хозяину идет, он знать подает. (Собака).

Встретишь — гогочет, Ущипнуть хочет. А я иду и не боюсь. Чего бояться? Это… (Гусь).

Где сладко, там она кружит.

Как пчела.

Она и жалит, и жужжит.

Как пчела.

Вот только меду не дает.

Как пчела. (Оса).

Серый, зубастый, В лесу воет. По полю рыщет, Ягнят, телят ищет. (Волк).

В густом лесу под елками, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками. Фыркает и живой. (Еж).

Не жужжу, когда сижу. Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. (Жук).

 «ГУСИ»

Цель: Использовать в речи однокоренные слова.

Материалы:   Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.

Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это… гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

А это — мама… гу… сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу…сята. Один гу…сенок, много — гусят. Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.

(В. Берестов. Гуси).

Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапа­ми-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».

 ИГРЫ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«ВЫПОЛНИ КОМАНДУ»

Цель:  Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.

Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделе­ния такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Например, взрос­лый говорит:

— Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внима­тельны. Подойдите   ко   мне   только   дети   в   белых   носочках!

—   Подпрыгните, дети с синими флажками!

—  Покружитесь, девочки с красными флажками!

 «КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям называют или показывают животное, а они называют действия,  характерные для  этого животного.  Например:  белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, цара­пается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бега­ет; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

«ВСТАНЬ В КРУГ»

Цель: Составлять коллективное описание игрушки.

В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это ло­шадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий про­должает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

6 комментариев к записи “Картотека дидактических игр по развитию речи”

  1. Наталья:

    Бэла Геннадьевна, здравствуйте!Помогите пожалуйста в написании рецензии на картотеку дидактических игр по развитию речи или подскажите как ее написать.Спасибо

    • admin:

      Наталья, рецензировать дид игры нужно с дидактической и методической точки зрения. Главное, чтобы цель каждой игры совпадала с предполагаемым результатом. А вообще, мне надо видеть эти игры, чтобы что-то сказать. Если захотите, то я могу написать рецензию на них. Но это будет платно (см. статью «Мои услуги»).

  2. Анастасия:

    Бэлла Геннадьевна, здравствуйте! Совсем недавно открыла Ваш сайт для себя, замечательный гид в работе педагога — дошкольника. Обращаюсь к Вам с просьбой в формулировке темы для аттестации на первую категорию. Я работаю с малышами, тема, которая мне интересна — это дидактическая игра,создаю их сама — это мягкие фетровые пазлы, цветные палочки для расскладывания, прищепки и многое другое, цель — формирование у детей знаний о форме, цвете и размере окружающих предметов. Пожалуйста, подскажите, заранее благодарна!

  3. Анастасия:

    Еще раз, здравствуйте, Бэлла Геннадьевна, хочу, если позволите, немного конкретизировать свою просьбу, вообще в работе с малышами, я использую и составные игрушки, и дидактические игры, как созданные самостоятельно, так и настольные печатные, и в связи с этим и возникают сложности в формулировке. Задачу в работе поставила для себя как развитие познавательного интереса у детей раннего возраста, посредством или …, а дальше «поплыла»! Опыт работы у меня небольшой, но желание работать с детьми и реализовать себя в этом огромное! Еще раз спасибо, с уважением, Анастасия!

    • admin:

      Анастасия, спасибо Вам за добрые слова о сайте!
      Тема про дид. игры и игровую деятельность очень актуальная для раннего возраста. Молодец, что её выбрали. Я написала и «широкие», и конкретные формулировки. Можно так:
      1. Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
      2. Формирование первичных представлений о мире у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
      3. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
      4. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
      5. Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.

  4. Анастасия:

    Очень благодарна за помощь, спасибо!