Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Учить стихи – это просто! | ДЕТСТВО-ГИД

Учить стихи – это просто!

Мастер-класс для родителей по разучиванию стихотворений

с детьми с помощью мнемотехники

«Учить стихи – это просто!»

 

Калиниченко Ольга Викторовна,

воспитатель МБДОУ  № 43,

г. Усолье-Сибирское

 

Мнемотехника – в переводе с греческого — «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др..
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что считается нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Например, учим с детьми стихотворение про весну А. Н Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит

Ласточка с весной,

В сени к нам летит

Изображаем травку, солнышко, ласточку, домик. Все очень просто и понятно детям.

Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.

При заучивании можно использовать готовые мнемотаблицы, но можно составлять их самим, вместе с ребенком, затем предложить ему самому зарисовать символы. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме модели могут изменяться в зависимости от текста стихотворения. Важно научить ребенка заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами — если ребенок умеет читать.

Можно завести альбом с заученными стихотворениями с зарисовками символов.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

— обогащения словарного запаса;

— при пересказах художественной литературы;

— при обучении составлению рассказов;

— при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

— при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

В младшем и среднем дошкольном возрасте применяются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка — зелёная.

Для детей старшего возраста можно применять схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется чтение стихотворения с опорой на символы (образы)  т. е. происходит отработка метода запоминания.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:

— появляется желание (интерес) к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

— расширяется круг знаний об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

— словарный запас выходит на более высокий уровень;

— развивается память и внимание;

— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Попробуйте сами, и вы увидите результат!

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.