Из опыта работы
«Развитие связной речи дошкольников при ознакомлении со сказкой с использованием мнемотехники»
Дедюхина Наталья Егоровна,
воспитатель МБДОУ № 15, г. Мурманск
У детей старшего дошкольного возраста словарный запас достаточно большой, но пользоваться им они не всегда умеют. В связи с этим часто возникают проблемы с высказываниями. Дети, пытаясь рассказать что-либо, не могут подобрать нужные слова, или делают это очень невнятно и непонятно, перескакивая в рассказе с места на место. От неумения употреблять слова в верной форме, начинают заикаться. В этих случаях и приходит на помощь мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Я хочу остановиться на теме «Развитие связной речи дошкольников при ознакомлении со сказками с использованием мнемотехники». Сказка играет огромную роль в развитии связной речи детей и является одним из основных средств формирования речевых навыков благодаря богатству и многообразию метких сравнений, эпитетов, песенок, повторов, диалогов. Если систематически рассказывать детям сказки, в процессе беседы по содержанию сказки обращать внимание на языковые формы, использовать метод мнемотехники на занятиях, то формирование речевых навыков (фонематические, грамматические, лексические) будет происходить успешнее.
Задачи:
- Формировать умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.
- Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности.
- Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
- Развивать мелкую моторику при графическом воспроизведении.
Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать необходимо с мнемоквадрата и мнемосхемы, постепенно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.
Для детей младшего и среднего возраста оформляются цветные таблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы (ягодка – красная, лисичка – рыжая и т. д.), позже можно усложнить или заменить другим обозначением сказочного героя в графическом виде. Для старших дошкольников схемы желательно предлагать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость образов.
Чтобы изготовить такие картинки-схемы не обязательно обладать художественными способностями. Главное, все нарисованное должно быть понятно детям. Можно использовать готовые схемы педагогов (ресурсы интернета), но изменять или совершенствовать их по-своему.
Работа по мнемотаблицам состоит из 3 этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки.
Сначала дети боятся пересказывать, потому что им кажется, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но со временем понимают – пересказывать по картинкам – это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно этот вид деятельности превращается в игру, и никто уже не боится ошибиться.
Мнемотаблицы можно разрезать и играть в следующие игры:
«Исправь ошибку»
Дети учатся устанавливать правильную последовательность действия. Картинки перепутаны, необходимо разложить их в правильной последовательности и рассказать сказку.
«Найди ошибку!»
Детям предлагается найти ошибку в последовательности картинок.
«Кто потерялся?»
Нужно вспомнить сказку по представленным карточкам. Выяснить, кого из персонажей данной сказки нет.
«Кто лишний?»
Из всех предложенных карточек нужно убрать одну, объяснить, почему она лишняя и из какой сказки.
«Распутай!»
Предлагаются вперемежку две разрезные таблицы. Надо распутать две сказки.
«Не зевай, нужную картинку доставай!»
Воспитатель читает отрывок сказки, а дети находят соответствующую картинку.
«Найди пару»
Детям предлагается набор картинок-схем из разных сказок. Необходимо каждой из них найти пару, по какому либо признаку (например: сестрица Алёнушка и Крошечка -Хаврошечка — девочки; сани и избушка на курьих ножках — изготовлены из дерева; короб и пирожки — в коробе Машенька отправила пирожки для деда с бабой и т. д.).
Для того, чтобы работа с таблицами проходила более успешно, необходимо параллельно использовать дидактические, словесные и настольные игры для обогащения словарного запаса, развития слухового внимания, умения детей использовать эпитеты и сравнения. Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр.
«Назови сказку» по предложенному набору слов.
Дом в лесу, кровать, миска… (3 медведя)
Лёд, избушка, петух… (Заюшкина избушка)
Избушка на курьих ножках, печка, яблонька… (Гуси-лебеди)
Дом, мышка, медведь… (Теремок)
Прорубь, рыба, тесто… (Лисичка сестричка и серый волк)
Сестрица, лужа, купец, ведьма…(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Печь, дрова, ведра…. (По щучьему веленью)
«Отгадай загадку»
У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Ходит возле дома птичка
И несет она яички.
Громко «ко-ко-ко!» поет!
Деда с бабкою зовет! (Курочка Ряба)
Летела стрела и попала в болото.
И в этом болоте поднял ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей! (Царевна-лягушка)
Бабушка за дедушку ухватилась крепко.
«Ох, никак не вытянуть, помогите, детки!»
Добрые помощники скоро набегут.
Победит упрямицу общий, дружный труд. (Репка)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (По щучьему веленью)
Он сумел поймать волчишку.
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок)
Был похож на мяч немножко
И катился по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме рыжей – вот так смех! (Колобок)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет её домой. (Маша и медведь)
Лисичка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. (Теремок)
«Найди ошибку» в названии сказок.
Царевна-матушка.
По заячьему велению.
Иван царевич и фиолетовый волк.
Сестрица Аленушка и братец Алешенька.
Петушок — золотой пастушок.
Сивка-мурка.
Волк и семеро колобков.
«Продолжи сказку»
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка с братцем выбрались из печки, смотрят, а навстречу им Крошечка — Хаврошечка идёт…
«Сказочные клубочки» (сколько сказок свернулось в клубок?)
«Жили — были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Раз, снесла курочка яичко. Положила его бабушка на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может. «Ох, устал. Сяду на пенек съем пирожок!» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»)
«Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал: «Коровушка, матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят». «Нет, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был!» («Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка – Хаврошечка», «Лиса и тетерев»).
«Внимание! Розыск!» Дети должны узнать сказочных героев.
Я разыскиваю сказочного героя: «Мастерица, скатерти ткала, хлеб пекла, шила рубашки, белой лебёдушкой в танце плыла»; «Этот герой может на печи лежать целую неделю, а вёдра сами у него воду носят»; «Круглый, румяный, похож на мячик, убежал от бабушки и дедушки».
«Волшебные предметы»
В этой игре дети закрепляют знание сказок, учатся видеть в сказочных волшебных предметах аналог.
Яблочко на блюдце – телевизор.
Клубок с нитками – навигатор.
Ступа – самолёт, вертолёт.
Молодильные яблоки – витамины.
Печка – автомобиль и др.
«Что произойдёт, если…»
Изменение ситуации в сказке. От детей требуется умение анализировать. Например, в сказке «Колобок» лису заменили лягушкой, а в сказке «Теремок» медведя Машенькой. В сказке «Волк и семеро козлят» волк превратился в доброго и заботливого, а козлята капризные и непослушные.
Все этапы работы с мнемотаблицами пройдены, дети научились с помощью заместителей и схем пересказывать сказки, выделять самые главные события, соблюдать последовательность изложения. С помощью игр речь их стала выразительнее, насыщена эпитетами и сравнениями. Начинается самостоятельная творческая работа детей. Они сочиняют свои собственные сказки и зарисовывают таблицы к ним.
Родителям вместе с ребенком предлагается с помощью таблиц зарисовать и сочинить рассказ об интересном событии в семье (о том, как прошел выходной день или посещение театра, выставки, зоопарка…). Детские мнемотаблицы можно использовать для изготовления книжек-самоделок. Просто надо разрезать уже составленную детьми таблицу по ячейкам, скрепить все листочки и книжка-малышка готова. Таким образом, у воспитанников формируется интерес к творчеству, к созданию собственных проектов.
Но мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи дошкольников. Это только начальная, но эффективная часть работы, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Систематическое применение данной техники при ознакомлении со сказками поможет детям планировать свои высказывания. А выступая творцом собственного произведения, дошкольник испытает чувство удовлетворённости, что в свою очередь сформирует у него чувство успеха и уверенности в своих возможностях.
Литература
- Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с.
- Белоусова Л.Е «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники». Журнал «Детский сад. Все для воспитателя», 2012 г.