Развитие связной речи дошкольников при ознакомлении со сказкой с использованием мнемотехники

Из опыта работы

«Развитие связной речи дошкольников при ознакомлении со сказкой с использованием мнемотехники»

Дедюхина Наталья Егоровна,

воспитатель МБДОУ № 15, г. Мурманск

У детей старшего дошкольного возраста словарный запас достаточно большой, но пользоваться им они не всегда умеют. В связи с этим часто возникают проблемы с высказываниями. Дети, пытаясь рассказать что-либо, не могут подобрать нужные слова, или делают это очень невнятно и непонятно, перескакивая в рассказе с места на место. От неумения употреблять слова в верной форме, начинают заикаться.  В этих случаях и приходит на помощь мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Я  хочу остановиться на теме «Развитие связной речи  дошкольников при ознакомлении со сказками с использованием мнемотехники».  Сказка играет огромную роль в развитии связной речи детей и является одним из основных средств формирования речевых навыков благодаря богатству и многообразию метких сравнений, эпитетов, песенок, повторов, диалогов. Если систематически рассказывать детям сказки, в процессе беседы по содержанию сказки обращать внимание на языковые формы, использовать метод мнемотехники на занятиях, то формирование речевых навыков (фонематические, грамматические, лексические) будет происходить успешнее.

Задачи:

  1. Формировать умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.
  2. Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности.
  3. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
  4. Развивать мелкую моторику при графическом воспроизведении.

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать необходимо с мнемоквадрата и мнемосхемы, постепенно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Для детей младшего и среднего возраста оформляются цветные таблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы (ягодка – красная, лисичка – рыжая и т. д.), позже можно усложнить или заменить другим обозначением сказочного героя в графическом виде.  Для старших дошкольников схемы желательно предлагать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость образов.

Чтобы изготовить такие картинки-схемы не обязательно обладать художественными способностями. Главное, все нарисованное должно быть понятно детям. Можно использовать готовые схемы педагогов (ресурсы интернета), но изменять или совершенствовать их по-своему.

Работа по мнемотаблицам состоит из 3 этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки.

 Сначала дети боятся пересказывать, потому что им кажется, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но со временем понимают – пересказывать по картинкам – это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно этот вид деятельности превращается в игру, и никто уже не боится ошибиться.

Мнемотаблицы можно разрезать и играть в следующие игры:

«Исправь ошибку»

Дети учатся устанавливать правильную последовательность действия. Картинки перепутаны, необходимо разложить их в правильной последовательности и рассказать сказку.

«Найди ошибку!»

Детям предлагается найти ошибку в последовательности картинок.

«Кто потерялся?»

Нужно вспомнить сказку по представленным карточкам. Выяснить, кого из персонажей  данной сказки нет.

«Кто лишний?»

Из всех предложенных карточек нужно убрать одну, объяснить, почему она лишняя и из какой сказки.

«Распутай!»

Предлагаются вперемежку две разрезные таблицы. Надо распутать две сказки.

«Не зевай, нужную картинку доставай!»

Воспитатель читает отрывок сказки, а дети находят соответствующую картинку.

 «Найди пару»

Детям предлагается набор картинок-схем из разных сказок. Необходимо каждой из них найти пару, по какому либо признаку (например: сестрица Алёнушка и Крошечка -Хаврошечка — девочки; сани и избушка на курьих ножках —  изготовлены из дерева; короб  и пирожки — в коробе Машенька отправила пирожки для деда с бабой и т. д.).

Для того, чтобы работа с таблицами  проходила более успешно, необходимо параллельно использовать дидактические, словесные и настольные игры для обогащения словарного запаса, развития слухового внимания, умения детей использовать эпитеты и сравнения. Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр.

«Назови сказку» по предложенному набору слов.

Дом в лесу, кровать, миска… (3 медведя)

Лёд, избушка, петух… (Заюшкина избушка)

Избушка на курьих ножках,  печка, яблонька… (Гуси-лебеди)

Дом, мышка, медведь… (Теремок)

Прорубь, рыба, тесто… (Лисичка сестричка и серый волк)

Сестрица, лужа, купец, ведьма…(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Печь, дрова, ведра…. (По щучьему веленью)

 «Отгадай загадку»

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.  (Гуси-лебеди)

Ходит возле дома птичка

И несет она яички.

Громко «ко-ко-ко!» поет!

Деда с бабкою зовет!  (Курочка Ряба)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поднял ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей! (Царевна-лягушка)

Бабушка за дедушку ухватилась крепко.

«Ох, никак не вытянуть, помогите, детки!»

Добрые помощники скоро набегут.

Победит упрямицу общий, дружный труд. (Репка)

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.  (По щучьему веленью)

Он сумел поймать волчишку.

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.  (Бычок – смоляной бочок)

Был похож на мяч немножко

И катился по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме рыжей – вот так смех! (Колобок)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?   (Три медведя)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.  (Маша и медведь)

Лисичка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.  (Теремок)

«Найди ошибку» в названии сказок.

Царевна-матушка.

По заячьему велению.

Иван царевич и фиолетовый волк.

Сестрица Аленушка и братец Алешенька.

Петушок — золотой пастушок.

Сивка-мурка.

Волк и семеро колобков.

«Продолжи сказку»

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка с братцем выбрались из печки, смотрят, а навстречу им Крошечка —  Хаврошечка идёт…

 «Сказочные клубочки» (сколько сказок свернулось в клубок?)
«Жили — были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Раз, снесла  курочка яичко. Положила его бабушка на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может. «Ох, устал.  Сяду на пенек съем пирожок!»   («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь»)

«Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал: «Коровушка, матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».  «Нет, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был!»   («Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка – Хаврошечка», «Лиса и тетерев»).

 «Внимание! Розыск!» Дети должны узнать сказочных героев.

Я разыскиваю сказочного героя:  «Мастерица, скатерти ткала, хлеб пекла, шила рубашки, белой лебёдушкой в танце плыла»; «Этот герой может на печи лежать целую неделю, а вёдра сами у него воду носят»; «Круглый, румяный, похож на мячик, убежал от бабушки и дедушки».

«Волшебные предметы»

В этой игре дети закрепляют знание сказок, учатся видеть в сказочных волшебных предметах аналог.

Яблочко на блюдце – телевизор.

Клубок с нитками – навигатор.

Ступа – самолёт, вертолёт.

Молодильные яблоки – витамины.

Печка – автомобиль и др.

«Что произойдёт, если…»

Изменение ситуации в сказке. От детей требуется умение анализировать. Например,  в сказке «Колобок» лису заменили лягушкой, а в сказке «Теремок» медведя Машенькой.  В сказке «Волк и семеро козлят» волк превратился в доброго и заботливого, а козлята  капризные и непослушные.

Все этапы работы с мнемотаблицами пройдены,  дети научились с помощью заместителей и схем пересказывать сказки, выделять самые главные события, соблюдать последовательность изложения. С помощью игр речь их стала выразительнее, насыщена эпитетами и сравнениями. Начинается самостоятельная творческая работа детей. Они сочиняют свои собственные сказки и зарисовывают таблицы к ним.

Родителям вместе с ребенком предлагается с помощью таблиц зарисовать и сочинить рассказ об  интересном событии в семье  (о том, как прошел выходной день или посещение театра, выставки, зоопарка…). Детские мнемотаблицы можно использовать для изготовления книжек-самоделок. Просто надо разрезать уже составленную детьми таблицу по ячейкам, скрепить все листочки и книжка-малышка готова. Таким образом, у воспитанников формируется интерес к творчеству, к созданию собственных проектов.

Но мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи дошкольников. Это только начальная, но эффективная часть работы, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Систематическое применение данной техники при ознакомлении со сказками поможет детям планировать свои высказывания. А выступая творцом собственного произведения, дошкольник испытает чувство удовлетворённости, что в свою очередь сформирует у него чувство успеха и уверенности в своих возможностях.

Литература

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с
  2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с.
  3. Белоусова Л.Е «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники». Журнал «Детский сад. Все для воспитателя», 2012 г.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.