Рисуйте в нетрадиционной технике

Консультация для педагогов

«Рисуйте в нетрадиционной технике»

 Лапутина Наталья Алексеевна,

                                                воспитатель МБДОУ № 14,

г. Ярцево  Смоленской обл.

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие. Обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать: 1. активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;  2. умение находить новые нетрадиционные способы для художественного изображения; 3. умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Задача воспитателей – беречь и развивать эту способность, сохранить любовь детей к рисованию.

Рисование — самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. И первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру дети познают через нетрадиционную технику рисования, которая развивает в детях универсальную способность – воображение. Необходимость формирования у детей навыков рисования, говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

При этом можно широко использовать различные виды:

 «Пальчики-палитра». Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в   желтую. Чем не палитра!

Можно предложить для рисования в этой технике следующие темы:

Младшая группа: «Рассыпались мамины бусы», «Кто здесь прошел?», «Разноцветный дождь».

Средняя группа: «Вспомним лето», «Веселые цыплята».

Старшая группа: «Дымковская фантазия», «Гроздья спелой рябины», «Подарим маме цветы».

Подготовительная группа: «Космический сон», «День смеха», «Веселые зверьки фокуса-покуса».

 «Печать от руки»

Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим. Но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом все смелей и смелей… Предложите детям представить: «Потеряли котятки на дороге перчатки»… Приложим руку к листу бумаги — одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку и приложим ее рядом с отпечатком. Вот и обе перчатки обнаружились. А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Несколько отпечатков по кругу – это солнце, на глазах отпечаток руки превращается в прекрасного лебедя.

 «Печатка»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки. «Печатки» несложно изготовить самим — надо взять листик, нарисовать задуманный рисунок и срезать.

Младшая группа – цветы для пчелки Майи, бабочек порхающих над лугом, грибную полянку.

Средняя группа – можно использовать печатки и с геометрическими формами.

Старшая группа – «Закладки для книги», «Праздничный платок для бабушки».

 «Тампонирование»

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли. Наберем краски и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

Младшая группа – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики.

Средняя группа – пушистых цыплят, веселых зайцев.

Старшая группа – на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «Трафарет».

«Трафарет»

Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет? Затем прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру чистыми и легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимем трафарет.

«Набрызг»

Непростая техника. Ее суть — в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое нам заменит зубная щетка и стека. Проводим стекой по поверхности щетки, брызги полетят на бумагу. Можно сделать: «Салфетка для мамы», «Снегопад», «Закружилась осень золотая».

«Монотопия»

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и одну половину листа, прижмем к ней, вторую половину тщательно разгладим в разные стороны и развернем… Угадай, что получилось? А теперь можно предложить детям такие задания: « В стране Двуляндия», « Каких я видел бабочек», «Город на реке».

 «Кляксография»

Игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой  след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу. А на что же похожи их следы?

  «Рисование по сырой бумаге»

Для рисования в этой технике нам понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов можно предложить следующие темы:

Средняя группа – «И поплыли по небу облака», «Аквариумные рыбки».

Старшая группа – «Воробушки зимой», «Мой добрый маленький друг».

Подготовительная группа – «На дне морском», «В гостях у Нептуна», «В метель».

«Цветочные ниточки»

Возьмите нитки длиной 25-30 см., окрасьте их в разные цвета, выложите — как захочется — на одной стороне сложенного пополам листа, концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их  друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист — а нитки-то волшебные!… Давайте попробуем «Морозные узоры», «Страна цветных снов», «Вологодские кружева».

«Граттаж»

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, — в процарапывании. Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечей. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Чем не гравюра! А темы можно предложить такие: «Рождественскую ночь», «Ночной мотылек», «Полет в космос», «Вечерний город».

 «Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги, там, где нарушается ее структура, краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в  любом возрасте, В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.

«Рисование восковыми мелками или свечей»

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечей. Берем кисть или большой тампон с краской, ведем по листу — на цветном фоне появляется рисунок. Темы:

Младшая группа – «Солнце согревает травку», «Елочки в лесу».

Средняя группа – «Рыбки в аквариуме».

Старшая группа – «Заиндевелое дерево».

Подготовительная группа – «Нарисуем веселую картинку для малышей».

Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное — нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.