Консультация для педагогов
«Рисуйте в нетрадиционной технике»
Лапутина Наталья Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие. Обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать: 1. активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; 2. умение находить новые нетрадиционные способы для художественного изображения; 3. умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Задача воспитателей – беречь и развивать эту способность, сохранить любовь детей к рисованию.
Рисование — самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. И первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру дети познают через нетрадиционную технику рисования, которая развивает в детях универсальную способность – воображение. Необходимость формирования у детей навыков рисования, говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
При этом можно широко использовать различные виды:
«Пальчики-палитра». Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую. Чем не палитра!
Можно предложить для рисования в этой технике следующие темы:
Младшая группа: «Рассыпались мамины бусы», «Кто здесь прошел?», «Разноцветный дождь».
Средняя группа: «Вспомним лето», «Веселые цыплята».
Старшая группа: «Дымковская фантазия», «Гроздья спелой рябины», «Подарим маме цветы».
Подготовительная группа: «Космический сон», «День смеха», «Веселые зверьки фокуса-покуса».
«Печать от руки»
Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим. Но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом все смелей и смелей… Предложите детям представить: «Потеряли котятки на дороге перчатки»… Приложим руку к листу бумаги — одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку и приложим ее рядом с отпечатком. Вот и обе перчатки обнаружились. А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Несколько отпечатков по кругу – это солнце, на глазах отпечаток руки превращается в прекрасного лебедя.
«Печатка»
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки. «Печатки» несложно изготовить самим — надо взять листик, нарисовать задуманный рисунок и срезать.
Младшая группа – цветы для пчелки Майи, бабочек порхающих над лугом, грибную полянку.
Средняя группа – можно использовать печатки и с геометрическими формами.
Старшая группа – «Закладки для книги», «Праздничный платок для бабушки».
«Тампонирование»
Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли. Наберем краски и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.
Младшая группа – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики.
Средняя группа – пушистых цыплят, веселых зайцев.
Старшая группа – на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «Трафарет».
«Трафарет»
Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет? Затем прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру чистыми и легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимем трафарет.
«Набрызг»
Непростая техника. Ее суть — в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое нам заменит зубная щетка и стека. Проводим стекой по поверхности щетки, брызги полетят на бумагу. Можно сделать: «Салфетка для мамы», «Снегопад», «Закружилась осень золотая».
«Монотопия»
Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и одну половину листа, прижмем к ней, вторую половину тщательно разгладим в разные стороны и развернем… Угадай, что получилось? А теперь можно предложить детям такие задания: « В стране Двуляндия», « Каких я видел бабочек», «Город на реке».
«Кляксография»
Игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу. А на что же похожи их следы?
«Рисование по сырой бумаге»
Для рисования в этой технике нам понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов можно предложить следующие темы:
Средняя группа – «И поплыли по небу облака», «Аквариумные рыбки».
Старшая группа – «Воробушки зимой», «Мой добрый маленький друг».
Подготовительная группа – «На дне морском», «В гостях у Нептуна», «В метель».
«Цветочные ниточки»
Возьмите нитки длиной 25-30 см., окрасьте их в разные цвета, выложите — как захочется — на одной стороне сложенного пополам листа, концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист — а нитки-то волшебные!… Давайте попробуем «Морозные узоры», «Страна цветных снов», «Вологодские кружева».
«Граттаж»
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, — в процарапывании. Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечей. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Чем не гравюра! А темы можно предложить такие: «Рождественскую ночь», «Ночной мотылек», «Полет в космос», «Вечерний город».
«Рисование по мятой бумаге»
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги, там, где нарушается ее структура, краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте, В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.
«Рисование восковыми мелками или свечей»
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечей. Берем кисть или большой тампон с краской, ведем по листу — на цветном фоне появляется рисунок. Темы:
Младшая группа – «Солнце согревает травку», «Елочки в лесу».
Средняя группа – «Рыбки в аквариуме».
Старшая группа – «Заиндевелое дерево».
Подготовительная группа – «Нарисуем веселую картинку для малышей».
Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное — нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.