Развивающие игры для детей 2-3 лет
Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности.
Существует множество интересных развивающих игр, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка. Итак, начнем!
Развиваем воображение
Что можно сделать с ватными шариками?
- Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
- Пересчитывать их.
- Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
- Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
- Положив их на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета
Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку, скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он». Когда ребенок научится распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть. Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.
Учим распознавать звуки
Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь, как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».
В эту игру можно играть и перед сном. Во время сна могут мешать различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум самолета, машин и т.д. Возможно, эта игра облегчит вам процесс укладывания спать.
Помоги мне, пожалуйста
Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять непосредственное участие. Помочь вам на кухне, собрать ложки, одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев. Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками. Помыть стол. Почистить, банан, или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку маргарина и т. д. В чем бы не помогал ребенок, обязательно попросите его «Помоги мне, пожалуйста». Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребенку различные баночки и крышки. Пусть подбирает подходящие и закручивает их на баночки.
Массаж. Веселое развлечение
Рельсы, рельсы (проводите пальцем по спине, как будто рисуете рельсы).
Шпалы, шпалы (проведите пальцем, как будто рисуете горизонтальные шпалы).
Ехал поезд запоздалый (кулачком провести по спине малыша, или покачать ребенка, если он сидит на коленях).
Тут из заднего окошка вдруг посыпался горошек (легко постучите пальцами по спине).
Пришли утки — поклевали, поклевали (постучите тремя пальчиками по спинке).
Пришли гуси — пощипали, пощипали (пощиплите спинку малыша).
Пришел слон – потоптался, потоптался (постучите аккуратно кулачками по спинке).
Пришел дворник все подмел, все подмел (погладьте спинку ребенка).
Учим различать формы
Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где угодно. Малыши от такой игры приходят в неописуемый восторг.
Развитие координации. Пальчиковая гимнастика
Польза такой гимнастики неоспорима. Делая массаж руки и пальчиков, мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы малыша. Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий дружелюбный голос приносят малышам большую радость, возникает эмоциональная привязанность. Настроение ребенка поднимается, он понимает мама (папа) его любит. Ни телевизор, ни прослушивание аудиозаписи не позволят установить тесную эмоциональную связь между ребенком и мамой, папой. Кроме этого, пальчиковая гимнастика развивает координацию движений.
Указательным пальцем одной руки по очереди дотрагивайтесь до пальцев другой. Начинайте с мизинца.
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этой маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(Спрячьте большой палец в кулачок).
Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.
Вспомним русские народные потешки, прибаутки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик чистил стол,
Этот резал,
Этот ел
Ну, а этот – лишь глядел!
Сорока-ворона кашу варила…
Ладушки, ладушки где были? У бабушки…
Еще одно увлекательно занятие, развивающее координацию движений.
Возьмите веревку и положите ее на пол. Возьмите ребенка за руку и шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом этот стишок:
Идем с тобой по ниточке, по ниточке
Идем с тобой по ниточке
Давай еще разок.
Мы прыгаем по ниточке…
Ползем по ниточке…
На цыпочках по ниточке…
Также через веревку можно перепрыгивать по хлопку, представить, что там ручеек и т.д.
Игры с пальчиками
Пальчик-мальчик, где ты был? (сгибаете большой палец ребёнка, прижимая его к ладони, и разгибаете).
С этим братцем — в лес ходил, (сгибаете и разгибаете указательный палец).
С этим братцем — щи варил, (сгибаете и разгибаете средний палец).
С этим братцем — кашу ел, (сгибаете и разгибаете безымянный палец)
С этим братцем — песни пел (сгибаете и разгибаете мизинец).
Песни пел да плясал, (ручками ребёнка делаете «фонарики»).
Родных братцев забавлял (поворачиваете кисти ребёнка вокруг своей оси). Можно также на листе бумаги обвести кисть руки и на каждый палец наклеить маленькую картинку: на большой — мальчика, на указательный — ёлочку, на средний — повара, на безымянный — тарелку с кашей, на мизинец — мальчика с балалайкой.
Игра «Мама кормит птенчика»
Посадите ребёнка к себе лицом.
Птенчик весело летал, (машем руками, как крыльями)
Птенчик клювик открывал.
Вот так, вот так (очень широко открываем рот)
Птенчик клювик открывал.
Игра «Весёлый клубок»
Возьмите длинную толстую нитку для вязания. Попросите ребёнка провести по ней пальцем. «Вот какая длинная нитка. Длинная. То же самое проделайте с короткой ниткой. Скажите, что нитки волшебные и любят петь. Если провести пальцем по длинной нитке, песенка получится длинная «А-А-А-А-А-А-А», по короткой нитке — песенка короткая «А-А».
Попросите ребёнка спеть вместе, проводя пальцем по нитке. Если не получается, возьмите руку ребёнка в свою и пойте, проводя его пальцем по нитке.
Игра «Успокой куклу»
Покажите ребёнку куклу, прочитайте стишок:
Плачет куколка с утра,
Успокоиться пора.
Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «а-а-а».
Игра «У доктора»
Для игры нужна сюжетная картинка: Доктор осматривает горло малышу.
Рассмотрите картинку. Обратите внимание, как малыш на картинке открыл рот (широко). Предложите ребёнку поиграть в доктора. Станьте «доктором» (можно надеть докторскую шапочку) и попросите ребёнка широко открыть рот и подержать открытым, чтобы доктор мог осмотреть горло. Похвалите ребёнка.
Игра «Капризуля-кукла»
Для игры нужна сюжетная картинка: Девочка качает куклу.
Рассмотрите картинку. Спросите, что делает девочка (качает куклу). Покажите ребёнку куклу, скажите, что кукла весь день плачет, капризничает, не хочет спать. Покачайте куклу, произнося: «А-а-а». «Почему же кукла плачет? Да потому что она маленькая и хочет спать, а уснуть никак не может. Предложите ребёнку по очереди качать куклу, напевая «а-а-а».
Выкладывание. «Собери лицо»
Для игры нужен картонный овал (лицо), картонные глаза, рот, брови. Такое же «лицо» в собранном виде. Предложите ребёнку рассмотреть картонное «лицо», показать его части. Попросите ребёнка выложить такое же лицо из деталей.
Аппликация. «Что спрятал мишка?»
Для игры нужен бумажный платочек, в середине которого наклеена картинка с изображением игрушки: мяча, машины, куклы. Попросите ребёнка отогнуть края платочка, вместе с ним найдите, что спрятано в середине. Потом игру можно провести наоборот: попросите ребёнка спрятать от мишки игрушку — загнуть по очереди уголки платочка.
Игра с пальчиками
Идут четыре брата (поглаживайте пальцы ребёнка, кроме большого, от основания к кончикам, зажав их между своей ладонью и своим большим пальцем).
Навстречу старшему (поглаживайте большой палец ребёнка от основания к кончику, зажав его в щепоти).
— Здравствуй, большак! (сгибаете и разгибаете пальцы ребёнка, кроме большого)
— Здравствуй, указка! (трёте кончики большого и указательного пальчиков ребёнка друг о друга),
— Здравствуй, серёдка! (трёте кончики большого и среднего пальцев),
— Здравствуй, сиротка! (кончики большого и безымянного пальцев),
— И крошка Тимошка (кончики большого и мизинца).
— Привет, ладошка! (щелчок по ладони).
Игра «Галя ходит по дорожке»
Галя важно так шагает.
Далеко? Сама не знает.
По дорожке: «Топ-топ»,
Через кочку — ап.
Побуждайте ребенка повторять «топ-топ» и «ап».
Игра «Весёлый флажок»
В руку я флажок возьму –
Так, так, так, так,
И его я подниму,
Вот так, так, так.
Буду я флажком махать,
Так, так, так, так,
Громко песни распевать.
Ручки
Для игры нужны два тазика. Один — с кусочками льда, другой — с тёплой водой. На первые две строчки каждого четверостишия опустите ручки ребёнка в тазик со льдом, на две последние — в тазик с тёплой водой. На слова «к маме приплыли» выньте ручки малыша из тазика, поцелуйте, вытрите полотенцем.
Где были? У Панечки.
Что ели? Прянички.
Поели, попили,
Дальше поплыли.
Где были? У Трошки.
Что ели? Картошку.
Поели, попили,
Дальше поплыли.
Где были? У Микешки.
Что ели? Орешки.
Поели, попили,
Дальше поплыли.
Где были? У Сенечки.
Что ели? Семечки.
Поели, попили,
Дальше поплыли,
И к маме приплыли.
Игра «Ухо болит»
Для игры нужна картинка девочки с перевязанным ухом. Покажите ребёнку картинку, объясните, почему у девочки повязка. «Это Оля. У неё болит ухо. Оля плачет.»О-о-о». Как Оля плачет?» Предложите ребёнку взять куклу на руки и покачать её, спеть песенку: «О-о-о».
Игра «Колёсико»
Для игры нужно небольшое колечко, например, от пирамидки, и машинка. Покатайте машинку, обратите внимание на колёса. Колёса круглые. Обведите с ребёнком колесо пальчиком. «Круглые». Затем обведите пальчиком колечко. «Вот какое круглое». Затем скажите: «А я умею делать губы круглыми, как колесо. Вот так». Сделайте свои губы круглыми, можно приложить к ним колечко. Обведите губы пальцем. «Круглые». Попросите ребёнка тоже сделать губы круглыми.
«Найди такой же домик»
Для игры нужны 4 вырезанных из бумаги домика: два шершавых (из бархатной бумаги), два гладких (из глянцевой), две вырезанные из бумаги собачки и два медвежонка.
Скажите: «Вот собака. Собака построила себе дом. Вот такой». Покажите дом из бархатной бумаги. Обследуйте дом, проведите трижды рукой ребёнка сверху вниз, приговаривая: «шершавый». Обследуйте сначала правой, потом левой рукой. «Поселите» собаку в дом (в стене домика вырезано квадратное отверстие — окошко. Подсуньте собаку под домик — она смотрит в окошко).
«А вот ещё собака. Она тоже построила себе дом. Вот такой». Покажите дом из глянцевой бумаги. Обследуйте его, приговаривая: «гладкий». «Поселите» собаку в дом.
«Пришёл мишка. Он хочет шершавый дом». Положите перед ребёнком два оставшихся дома. Обследуйте их. «Этот шершавый? Нет, этот гладкий. А этот? Да, этот шершавый». Положите дом рядом с шершавым. «Этот дом шершавый. И этот такой же шершавый». «Поселите» мишку в дом. Аналогично найдите гладкий дом для второго мишки.
Игра «Пожалеем Галю»
Заболела наша Галя. Болит у Гали голова (вместе с ребёнком гладите по голове и говорите «ой-ой-ой»). Болит у Гали рука (гладите по руке и говорите «ой-ой-ой»). Дальше аналогично (болит нога, спина, живот и т.д.).
Выкладывание
Для игры понадобится 6 счётных палочек (можно вместо них взять карандаши или рейки от конструктора, в зависимости от уровня развития мелкой моторики у ребёнка), картонный квадрат (окно), картонный прямоугольник (труба). Второй такой же набор для ребёнка.
Выложите из счётных палочек «дом» (из четырёх палочек сделайте стены, из двух — крышу, положите «окно» в середину квадрата, поставьте «трубу» на крышу). Выполняя работу, рассказывайте ребёнку, что вы берёте и куда кладёте. Прочитайте стишок:
Посмотрите, дом какой:
Он с окошком и трубой.
Предложите ребёнку построить такой же дом. При необходимости помогите.
Игры с пальчиками
На каждую строчку поглаживаем нужный пальчик от основания к концу, захватив его кончиками большого, указательного и среднего пальцев своей руки в «щепоть».
Ивану-большому — дрова рубить, (большой палец)
Ваське-указке — воду носить, (указательный палец)
Мишке-среднему — печку топить, (средний палец)
Гришке-сиротке — кашу варить, (безымянный палец)
А крошке-Тимошке — песенки петь (мизинец).
Игра «Галя ходит»
По дорожке — топ-топ,
По кочкам — скок-скок,
В ямку — ох!
Выполняете с Галей соответствующие игровые действия.
Игра «Кот»
Для игры нужна картинка: кот играет с клубком.
А котОк, котОк, котОк,
КОтя — беленький лобОк,
Взял у бабушки клубОк
И запрятал в уголОк.
Во время чтения звук «О» выделяйте голосом и слегка протягивайте.
Игра «Слонёнок»
Для игры нужен игрушечный слон или картинка. Покажите ребёнку слона, рассмотрите его, назовите части тела. Обратите внимание ребёнка на хобот. Хобот длинный. Проведите по нему пальцем. «Вот какой длинный хобот. А я сейчас тоже сделаю длинный хобот (вытяните губы вперёд)». Прочтите стишок:
Хобот у слонёнка
Длинный и большой.
Посмотри скорее,
Может, вот такой?
Предложите ребёнку повторить («сделай хобот, вытяни губы»). Если у ребёнка не получается, помогите ему своими пальцами.
Игра «Я на дудочке играю»
Для игры нужна дудочка, картинка с изображением дудочки, картинка с изображением пастушка, играющего на дудочке.
Покажите ребёнку дудочку, скажите, как она называется. Поиграйте на дудочке. Спросите, что нарисовано на картинке (дудочка).
Покажите ребёнку картинку с пастушком. «Кто это? Пастушок. Что делает пастушок? Играет на дудочке». Прочитайте стишок:
Я на дудочке играю,
У-у-у, у-у-у,
Всех коровок собираю,
У-у-у, у-у-у.
Вы идите все за мной,
У-у-у, у-у-у,
Скоро мы придём домой,
У-у-у, у-у-у.
Попросите ребёнка быть дудочкой и подудеть, чтобы собрать коров.
Игра «Пароход и пароходик»
Для игры нужны два игрушечных кораблика (или картинки) — большой и маленький, длинная полоска плотной синей бумаги, изображающая речку.
Предложите ребёнку поиграть с корабликами. Попросите показать большой корабль, маленький кораблик. Спросите, где корабли плавают. Скажите, что корабли поплывут по реке. Поставьте их рядом на начало «реки». Но сначала корабли должны погудеть.
Большой корабль гудит громко: «У-У-У». Корабль гудит, затем плывёт по «реке».
Маленький кораблик гудит тихо: «у-у-у», затем плывёт. Снова поставьте корабли на начало реки. Спросите, на каком корабле хочет поплыть ребёнок. Попросите его погудеть громко или тихо.
Выбрав время поиграть с ребенком, вы делаете подарок не только ему, вы делаете подарок себе. Пусть живут в вашем доме ЛЮБОВЬ, ТЕПЛО и СЧАСТЬЕ!