Развивающие игры

Развивающие игры

 для детей раннего возраста

 

Мосиенко Елена Юрьевна,

воспитатель МКДОУ д/с №16,

г. Новосибирск

 

Догони

Малыши любят от кого-то убегать или кого-то догонять. В этой игре они учатся бегать по периметру зала. Посадите игрушечных зайку и мишку в противоположных сторонах зала. Объясните детям, что игру начинает зайка, он «убегает» от детей, а они его догоняют.

Воспитатель берет зайчика и во время бега держит его за спиной, чтобы малыши видели, за кем они бегут. Недалеко оттого места, где сидит мишка, дети догоняют зайку. «Он устал и хочет отдохнуть», — говорит педагог и сажает зайку на пол. Затем берет мишку, и теперь уже он «убегает» от де­тей, а малыши догоняют. Так дети пробегают по периметру зала два круга. Игра заканчивается. Поговорите с детьми о том, как зайка и мишка хотели убежать от них, но у деток быстрые ножки, и они догнали зверей.

Советы воспитателю

Совмещайте руководство игрой с выполнением главной роли: вы помо­гаете зайке и мишке «убегать» от малышей.

Следите за тем, чтобы дети бежали в одном направлении, не задевали друг друга. Не позволяйте вас перегонять. По ходу игры спрашивайте, за кем они бегут, кого догоняют.

Таким образом, вы помогаете ребенку удерживать в памяти поставленную перед ним задачу.

Догоню, убегу

Эта игра по организации напоминает игру «Догони», но с детьми «игра­ет» кошечка. Сначала она «убегает» от малышей, но они ее быстро догоня­ют. Затем уже кошечка догоняет убегающих от нее детей. Играя, изменяйте направление движения, дети должны бежать по пери­метру зала то справа налево, то слева направо.

Советы воспитателю

По ходу выполнения двигательных заданий разговаривайте с детьми, задавайте вопросы, оценивайте их действия. Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, ответ дает сам воспитатель.

Например:

— От кого вы сейчас убегали? (От кошечки).

— Кошечка бежала быстро, но деток не догнала!

— У вас ножки отдохнули? Да? Сейчас кошечка от вас будет убегать, а вам ее нужно догнать.

— Вы кошечку догнали? Какие у вас быстрые ножки!

— Кто с вами сейчас играл? (Кошечка.)

Догони мяч

Дети учатся самостоятельно выбирать и изменять направление движе­ния, уступать друг другу дорогу.

Большие (диаметром 10-12 см) и маленькие (диаметром 6-7 см) мячи по­ложите в два обруча, рядом поставьте две корзины — большую и маленькую.

Покажите детям мячи и назовите их величину. Предложите взять один маленький мяч и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял боль­шой мяч, то он не сможет его спрятать, убедите ребенка, что он ошибся, и попросите взять маленький мяч. Дети кладут маленькие мячи в маленькую корзинку. Затем берут боль­шие мячи и кладут их в большую корзинку.

Выбросьте из корзины большие мячи. Как только дети их соберут, рассыпь­те маленькие мячи. Дети кладут их в корзину вместе с большими мячами.

Игра повторяется еще раз, но рассыпать нужно одновременно все мячи. Обратите внимание малышей на количество мячей: их много, а принести нужно каждому только один мяч.

Наблюдайте за действиями детей, спрашивайте, какой мяч приносит каждый из них, помогайте разложить мячи в разные корзины.

Советы воспитателю

Не торопитесь подсказывать, в какую корзину нужно положить мячи. Задавайте детям вопросы: «Какой ты принес мячик? В какую корзинку его нужно положить?» Таким образом вы учите детей слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.

Кто-то из малышей, увлеченный игровым заданием, старается взять 2-3 мяча; напомните ему требование: принести нужно только один мяч.

Надуем пузырь

Надуйте воздушный шарик в присутствии детей. Пусть они не только увидят, как шарик раздувается и увеличивается в размерах, но и услышат, как вы дуете. Для этого произнесите: «Фу-у-у-у!». Предложите детям, чтобы они помогали вам надувать шарик. Научите их произносить те же звуки.

Вместе вы надули большой красивый шар. Поиграйте с ним, подбрось­те его вверх, но не высоко. Он легкий и умеет летать. Не давайте шарику упасть. Малыши обычно поднимают руки, им хочется его поймать. Поста­райтесь руками кого-то из детей оттолкнуть шар, чтобы он еще раз под­нялся вверх. Поймайте шар, медленно и незаметно выпускайте из него воздух. Ша­рик становится маленьким, он шипит, «сердится». Произнесите звук «ш-ш-ш-ш». Понаблюдайте за реакцией детей.

«Шарику не хочется опять становиться маленьким! Как он сердится?»

Дети громко вместе с вами должны произнести услышанный звук. Только после такой предварительной работы можно начать игру «Разду­вайся, пузырь!». Дети и взрослые образуют круг, стоят близко друг к другу и держатся за руки. Воспитатель произносит слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой!

Да не лопайся!

Лопнул пузырь!

Играющие маленькими шажками отходят назад, постепенно расширяя круг. Далее дети говорят слово «Хлоп!» хлопают в ладоши и быстро приседают. После слов «Лопнул пузырь» дети двигаются маленькими шагами к цен­тру круга и произносят звук «ш-ш-ш-ш» или звук «с-с-с-с». Это — пузырь лопнул, и из него выходит воздух.

Регулирует движение детей воспитатель.

Советы воспитателю

Текст произносите медленно, четко и ясно выговаривайте каждое сло­во. Звуки повторяйте несколько раз: благодаря повторению растет актив­ность малыша, он легче справляется с заданием. Учите детей делать глубокий вдох носом (рот закрыт) и плавный продолжительный выдох. Перед проведением игры можно показать настоящие мыльные пузыри. Обратите внимание детей на то, как маленькие легкие пузырики долго лета­ют по воздуху, не спешат опускаться вниз.

Надуем пузырь (вариант)

Помогите детям вспомнить игру. Спойте им знакомую песенку:

Раздувайся, пузырь.

Раздувайся, большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Спросите, детей, как они надували пузырь, и вместе с ними произнесите: «Фу-у-у!». «Пузырь надули большой, вот такой». Разведите руки в стороны и пока­жите, какой он был большой. «Хлоп! Лопнул пузырь!» Все движения дети выполняют вместе с вами.

Прежде чем начать новую игру, покажите лежащие на полу обручи. «Это — домики для вас, идите встаньте в домики», — предлагает воспитатель. После слов-сигнала «Бегите ко мне!» дети бегут к воспитателю, встают в круг, и начинается игра. Звучит знакомая песенка, малыши отходят назад — «надувают пузырь», все вместе произносят: «Фу-у-у-у!». После слов «Лопнул пузырь!» дети — «маленькие пузырики» — «разле­таются», бегут по залу, находят обручи-«домики» и встают в них.

Игра повторяется несколько раз.

Ты, собачка не лай

Неожиданно где-то раздается лай, дети прислушиваются: за дверью (если игра проходит в помещении) лает собачка. Малыши открывают дверь и ви­дят: перед ними сидит симпатичная игрушечная собачка. «Она, наверное, заблудилась и забежала в детский сад», — предполагает педагог.

Дети знакомятся с собачкой, дают ей имя — Жучка и решают, что она будет жить в зале. Предложите малышам поиграть с Жучкой, принесите обруч — это будет ее дом.

Дети берутся за руки, идут по кругу и поют песенку:

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой.

Зубки — острые,

Шерстка — пестрая!

Собачка вдруг «залаяла». Дети останавливаются, грозят ей пальчиком и говорят:

Ты, собачка, не лай.

Лучше с нами поиграй,

Мы бежим, ты — догоняй!

Малыши бегут от собачки, она их «догоняет», а прячутся они в «домик» (встают за скамейку или за лежащий на полу шнур).

Ты, собачка не лай (вариант)

Собачка Жучка сидит одна, ей грустно, она ждет, когда же детки с ней поиграют. Малыши подходят, здороваются с собачкой, гладят ее. Воспитатель чи­тает текст, дети помогают:

Жучка, Жучка, Дети гладят собачку.

Милый пес.

Ты так громко лаешь.

Будто нас пугаешь.

Спросите, как Жучка лает. Малыши подражают лаю собачки: «Гав, гав, гав, гав!»

Дети грозят Жучке пальчиком и говорят:

Ты, собачка, не лай.

Лучше с нами поиграй,

Мы бежим, ты — догоняй!

Дети бегут на противоположную сторону площадки, в «домики»-обручи, собачка их догоняет. Затем Жучка возвращается на свое место, игра повторя­ется. При повторе можно внести изменения: положите только два больших обруча. Объясните: в таком «большом доме» места хватит всем.

Советы воспитателю

Детей больше привлекают игрушки, в которых передан образ детеныша, поэтому лучше, если за дверью зала дети увидят щенка.

Одной из задач педагогического руководства двигательной деятельнос­тью ребят является постепенное усложнение движений:

— при повторении игры раз за разом увеличивайте расстояние, кото­рое ребенок пробегает;

— изменяйте расположение обручей на игровой площадке;

— собачка Жучка не должна сидеть на одном месте.

Бусинки

Приготовьте длинный цветной шнур и короткий шнурочек, на который надо нанизать колечки от пирамидки или какие-либо другие предметы раз­ной формы. Это — бусы. Концы шнурочка не завязывайте, а держите в руке. Покажите бусы детям, наденьте их на шею и спросите, что вы надели, как это называется. Малыши могут ответить не сразу, их смущают знакомые колеч­ки от пирамидки, не удивляйтесь, если кто-то из малышей скажет, что это — пирамидка, но кто-то обязательно узнает бусы и назовет их правильно.

Вы отпускаете концы шнурочка, и бусы неожиданно для детей рассы­паются. Малыши собирают «бусинки», вы помогаете нанизать их на шнуро­чек; свяжите концы и повесьте бусы на видное место. Покажите детям длинный шнур, на него нужно нанизать большие бусины. Спросите воспитанников, не хотят ли они стать такими бусинами. Помоги­те им встать вдоль шнура на таком расстоянии, чтобы во время движения не мешать друг другу. Малыши держат шнур одной рукой, вы их ведете по залу.

Общайтесь с детьми, это доставляет им большую радость. Напомните, что они — нарядные бусинки: желтые, синие, зеленые (по цвету шортиков или футболочек). Остановите детей и все вместе хлопните в ладоши; шнурочек падает, бусинки рассыпались. Дети бегают по залу (площадке), воспитатель их до­гоняет.

На слова «Бусинки, бегите ко мне!» — дети подходят, встают друг за другом, берут шнур, игра повторяется.

Советы воспитателю

Объяснение порядка игры по времени совпадает (идет почти параллель­но) с началом и развитием самой игры. Ходьба детей в построении должна быть непродолжительной: они идут друг за другом каждый в своем темпе, им трудно приспосабливаться к дли­не шага впереди идущего.

Обращайте внимание на тех, кто идет быстро, поощряйте тех, кто не под­ходит близко к идущему впереди. Таким образом, у детей воспитывается способность согласовывать свои движения с движениями других играющих. Учите детей бегать в разных направлениях.

Бусинки (вариант)

На шнурок нанижите другие предметы и наденьте новые бусы. Интерес­но, увидят ли дети, что бусинки на шнурке другие? В противном случае вы обратите их внимание на эти отличия. Спросите детей, в какую игру они будут сейчас играть. Далее все действия детям знакомы: шнурок лопнул, бусинки рассыпа­лись, дети их собирают, вы помогаете нанизывать их на шнурок.

Затем дети — большие «бусины» — встают вдоль длинного шнура, и вы их ведете по залу или площадке.

Веселые «бусины» решили похлопать в ладоши и показать, какие они большие; шнур падает, дети разбегаются и прячутся от вас. Ищите их, нарочно заглядывая не в те места: «Где же мои бусины, куда они укати­лись?»

Позовите детей: «Бусины, идите ко мне!» Малыши с восторгом выбега­ют из своих укрытий. Игра повторяется несколько раз.

Воробушки — пташки

Поговорите с малышами, оживите в их памяти знания о птицах, за пове­дением которых они наблюдали на прогулке. Спросите, каких птичек они кормили крошками и как птички сказали: «Спасибо». Воспитатель объясняет игру, где все дети будут птичками. На одной стороне зала положите обручи — это «гнездышки», в них си­дят «воробушки».

Воробушки — пташки.

Серые рубашки,

Вместе с солнышком встают,

Громко песенку поют:

Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик!

«Воробушки» спели песенку и «полетели» гулять. Они «летали, летали», сели на дорожку, нашли «зернышки» и начали «клевать». Из гаража «выезжает машина». По сигналу воспитателя «Машина едет!» — «воробушки улетают» и «садятся на кустик» (дети встают на ска­мейку), ведут себя тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина возвраща­ется в гараж.

«Воробушкам» стало весело, они еще раз спели песенку и «полетели» гулять. «Воробушки» могут не только «зернышки клевать», но и пить водич­ку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но как только появля­ется «машина», они «улетают». В конце игры «воробушки летят в свои гнездышки».

Советы воспитателю

Малыши в игре подражают всему, что видят. Покажите детям этих пти­чек во время прогулки, на улице. Интересно послушать, как громко они «разговаривают» (чирикают), когда стайка воробьев сидит на кустиках. Побеседуйте с воспитанниками:

— О чем они говорят?

— Птичкам весело, они радуются солнышку!

— Бросьте им крошки и понаблюдайте, как они клюют. Чем еще можно покормить птичек?

Покажите, как воробушки чистят перышки, отряхивают пыль с хвостика, расправляют крылышки, тянут поочередно лапки. При повторении игры меняйте условия, придумывайте новые действия; знакомые движения усложняйте. От машины дети «воробушки» могут не «улетать в гнездышко», а «перелетать» с одного места на другое. Такое педагогическое руководство способствует развитию у детей воссоздающего воображения.

Мы веселые ребята

На одной стороне зала для каждого малыша положите несколько обру­чей диаметром 50см — это их домики, а на противоположной стороне по­ложите два-три обруча диаметром 1м.

Дети встают в «домики», воспитатель рядом с ними играет большим мя­чом и вместе с малышами говорит такой текст:

Мы — веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Мяч, попробуй нас догнать.

Раз, два, три — догони!

Как только будут произнесены последние слова, дети бегут на противо­положную сторону зала, мяч их «догоняет». В каждый обруч встают несколько малышей. Похвалите их: «Какие друж­ные дети живут в домиках!» Спросите, как зовут дружных детей, каждый должен назвать свое имя. Игра повторяется. Дети бегут на противоположную сторону зала и пря­чутся от мяча каждый в своем «домике».

Советы воспитателю

Основное движение в игре — бег в прямом направлении. Обратите вни­мание на взаимоотношения детей, развивайте умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других детей; учи­те видеть бегущего впереди и рядом. При повторении игры спрячьте большой мяч, теперь малышей догоняет маленький мячик. Дети любят всякие неожиданности. Когда они прибегут и спрячутся в «домики», спросите: где же большой мячик, куда он укатился? Дети находят маленький мяч и говорят, что большой мяч «устал, лежит и отдыхает».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.