Методическая разработка
«Развитие речи. Особенности артикуляционной гимнастики у детей раннего возраста»
Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.
Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Гимнастика для рук и ног дело нам привычное и знакомое. Наш речевой аппарат тоже нуждается в тренировках. Для него, как и для всякой мышцы гимнастика просто необходима, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, порождают неуверенность малыша в своих силах, мешают ему развиваться и общаться.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Глубоко ошибочно мнение, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Особенно в условиях специализированного дома ребенка. Поступающие к нам дети от рождения имеют признаки неврологической симптоматики, различные стигмы дизэмбриогенеза — это непосредственным образом влияет на речевое развитие ребенка. Для формирования необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно. Болезненное состояние отдельных частей речевого аппарата отражается на правильности и четкости произносимых звуков.
Говоря о специальной артикуляционной гимнастике следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц. Давайте вспомним, какие именно…
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического. К центральному речевому аппарату относится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Периферический речевой аппарат состоит из 3 частей:
- Дыхательный, куда входят: грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей, диафрагма, межреберные мышцы.
- Голосовой: гортань с голосовыми связками.
- Артикуляционный. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы . Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Говоря об артикуляционной гимнастике имеются в виду упражнения органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.)
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говогящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
В зависимости от возраста и уровня речевого развития возможно проведение нескольких видов артикуляционной гимнастики. На первом году жизни логопедом проводится пассивная артикуляционная гимнастика индивидуально с каждым ребенком. Целью ее является: выработка кинестетических ощущений, развитие подвижности губ и языка.
На втором году жизни возможно использование артикуляционной гимнастики с пищевым подкреплением. Пассивные движения на этом этапе постепенно переводятся в пассивно — активные, а затем и в активные (самостоятельные). Цель: вызывание активных движений языка, губ с помощью пищевого подкрепления.
с 1,5 лет дети начинают выполнять некоторые артикуляционные движения по подражанию. Например: ляля плачет «а-а-а», самолет гудит «у-у-у», поцелуй, цоканье. С этого возраста артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами.
Естественно ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно. Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые навыки становились более прочными. Кроме того существует определенное различие в проведении артикуляционных упражнений логопедом и воспитателем: логопед проводит артикуляционную гимнастику в зависимости от речевого нарушения, воспитатель автоматизирует, уточняет и закрепляет имеющиеся движения.
Артикуляционную гимнастику можно проводить перед утренней зарядкой или перед завтраком в течении 5-7 минут. Выполняют ее обычно сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;
— показ упражнения;
— выполнение детьми упражнения;
проверка правильности выполнения, указание на ошибку.
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов. постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений — статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. Примеры статических упражнений: «лопатка», «чашечка», «горка», «грибок», «трубочка». Примеры динамических упражнений: «часики», качели», «лошадка», «вкусное варенье».
Все упражнения проводятся вместе с ребенком, поэтому вы должны уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.