Одной из задач развития игровой деятельности у детей раннего возраста является задача формирования игровых действий с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями.
Игровая деятельность малыша тесно связана с обследованием предметов и формированием способов деятельности с предметами.
Предметно-игровые действия имеют очень большое значение в психическом развитии ребенка, так как:
— развивается наглядно-действенное мышление и закладываются основы наглядно — образного мышления;
— концентрируется внимание, тренируется память;
— приобретается опыт социального поведения.
Сначала предметно-игровые действия ребенка достаточно просты: разобрать и собрать пирамидку; постучать музыкальным молоточком по ладошке; погладить куклу; открыть и закрыть коробочку и др. Совершая неоднократно одни и те же действия, малыш постепенно овладевает ими.
Как развивать предметно-игровые действия?
Педагогу необходимо знать, что игровые действия у детей развиваются поэтапно:
1 этап — наблюдение за игрой взрослого;
2 этап — присоединение к этой игре, совместные предметные действия;
3 этап — подражание действиям взрослого;
4 этап — самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности предметно-игровых действий;
5 этап — появление самостоятельных последовательных предметно-игровых действий.
Предметно-игровым действиям рекомендуется обучать на основе реальных ситуаций, так как ребенку будет легче отображать уже знакомые действия.
Например, педагог говорит: «У куклы грязный носик. Вот платок». Поведение ребенка: прикладывает носовой платок к носу куклы.
Или педагог говорит: «Кукла Ляля растрепанная. Вот расческа». Поведение ребенка: проводит расческой по волосам куклы.
Постепенно малыш открывает для себя назначение многих предметов, но игры как отдельного вида деятельности в данном периоде ещё нет.
С усвоением и обогащением предметно-игровых действий ребенок начинает объединять их в логическую последовательность: сначала кормит куклу, затем причесывает и только потом купает.
В этот же период ребенок начинает пользоваться предметами-заместителями. Это происходит под влиянием взрослого, по показу которого ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки или погладить мячик вместо кошечки.
Со временем у ребенка обогащается не только опыт владения предметно-игровыми действиями, но и появляется основа для их творческого применения в сюжетно-ролевой игре – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Таким образом, формируя предметно-игровые действия, взрослый создает условия для самостоятельной творческой игры детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.
Белла Геннадьевна, добрый вечер, а какие термины изменились в условиях ФГОС, например, нам в садике сказали, что не воспитательно-образовательный процесс, а деятельность, может еще какие то термины изменились, спасибо.
Ирина, может быть, Вы не совсем правильно поняли. Формулировку «образовательный процесс» никто не отменял. Всё зависит от контекста изложения мысли. Другое дело, что понятие «образовательная деятельность» вышло на первое место. У нас главная задача – развитие ребенка, а развитие осуществляется только в деятельности.
Кстати, правильнее говорить «образовательный процесс», а не «воспитательно-образовательный», потому что понятие «образование» включает «воспитание и обучение». Получается, что мы говорим 2 раза про воспитание.
Сейчас говорят не «региональный компонент», а «региональное содержание». В задачах слово «учить» не приветствуется, методически правильнее говорить «формировать умение».
Вроде бы всё.
Большое спасибо!
Бэлла Геннадьевна добрый вечер прошу вашей помощи. прохожу аттестацию впервые тема «Развитие речи детей раннего возраста» в аналитическом отчете сказали прописать индивидуальную работу с детьми опережающими и отстающими и еще поддержку детской инициативы. скажите пожалуйста как это прописать? и еще мне это надо отметить по развитию речи или по всем областям?
спасибо!
Надежда, напишите, что ориентируетесь на зону ближайшего развития каждого ребенка, учитываете индивидуальные особенности, возможности и интересы каждого. Поддерживаете инициативу и активность в разных видах деятельности. Способствуете закреплению имеющихся знаний и умений детей посредством применения этих знаний в новых условиях, при освоении новых способов деятельности. У Вас развитие речи идет в процессе всех видов деятельности. Разница в работе с опережающими и отстающими в условиях, методах и формах взаимодействия.
спасибо. вы мне очень помогли.
Белла Геннадьевна, добрый вечер. Помогите пожалуйста с темой- игры с детьми раннего возраста.хочу охватить все игры подвижные дидактические сюжетные и т.д.
Наталья, можно так:
1. Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности. (К сенсорике имеют отношение все игры, особенно в раннем возрасте).
2. Познавательное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
3. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
4. Формирование игровых действий у детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Белла Геннадьевна,спасибо за предложенные варианты
Белла Геннадьевна, добрый вечер. Как лучше представить конструирование по ФГОС на раннем возрасте в познавательной деятельности.Спасибо.
Светлана, не совсем понятен вопрос. Вам нужно сформулировать тему? Тогда так: 1. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе конструирования. 2. Развитие познавательных действий у детей раннего возраста посредством конструирования.