Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ №16,
г. Новосибирск

Сенсорное развитие ребенка предполагает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а так же запахе, вкусе и др. Значение сенсорного развития в раннем детстве велико: происходит развитие органов чувств; накопление представлений об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В настоящее время среди детей раннего и младшего дошкольного возраста наблюдается недостаточное развитие сенсорных представлений.

Поэтому, исходя из актуальности темы, целью моей работы стало создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей раннего возраста.
Достижение цели предполагалось за счет решения следующих задач:
1. Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов.
2. Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами.
3. Формирование у детей умения называть свойства предметов.
Работа строилась по трем направлениям:
— совместная образовательная деятельность с детьми;
— обогащение предметно-развивающей среды;
— организация взаимодействия с родителями.

Одной из основных задач сенсорного развития детей раннего возраста является предоставление им разнообразия внешних впечатлений. На 2–3 году жизни еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений я закрепляю с помощью игры и игровых ситуаций.
Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета, сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, познают начало логики. Это, в результате, помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

В группе у нас «живут» мишутка, киска и др. игрушки, и многие игровые сюжеты у нас связаны с ними – мы им «помогаем» узнать что-то новое, объясняем то, что уже знаем сами и т. д.
Для создания игровой ситуации используются имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Варьирование, применение предметов-заместителей, моделей, знаков помогает создать оригинальную игровую обстановку.
Важно, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях. И поэтому во время игры я обращаюсь к каждому из детей, предлагаю взять предметы, коснуться их, передвинуть, а затем осуществить более сложные игровые действия.
В процессе создания игровой обстановки, я учитываю привязанность детей к игрушкам, предметам, с которыми они постоянно играют, или их любимыми героями сказок.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с действиями, которые выполняют все малыши.
Так, например, обыгрывая потешку «Сорока-белобока», детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т.д.). А обыгрывая потешку «Курочка-рябушечка», дети подбирают ведерко курочке по цвету и величине. Играя в «Ладушки», малыши знакомятся с понятием один – много: Саше дала, Кате дала, … всем дала, сколько бабушка напекла оладушек – много.

Также в нашей группе, в уголке сенсорики, представлены различные пособия. Например, такие как ковролин в форме бабочки – игровое обучающее средство, на которое дети прикрепляют рисунок соответствующего цвета.

Для развития сенсорных способностей детей очень важно, чтобы они не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов. Например, перенося предметы они могут почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности и температуру.
Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой – в свободной деятельности у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.

Также большая роль в работе была отведена взаимодействию с родителями. С родителями проводились родительские собрания, индивидуальные беседы на тему «Как помочь ребенку освоить предметную деятельность»; консультации «Сенсорное воспитание как основа умственного развития», «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей раннего возраста» и другие. Проводилось анкетирование «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания детей».

Целостный подход к построению данной работы дал нам ощутимые результаты, в частности, значительно улучшились показатели диагностики детей по направлению «Сенсорное развитие».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.