Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие по родному краю»

для детей старшей группы

 

Дурбанова Ирина Николаевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

 

Цель: систематизация знаний детей о городе Новосибирске и Новосибирской области, способствующих формированию нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие:

— формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

 —  формировать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

  1. Познавательное развитие:

— пополнить знания детей о родном крае, и городе Новосибирске;
— расширить представления детей о природных богатствах: растительный мир, животный мир Новосибирской области;

— развивать познавательную активность у детей;

— воспитывать интерес к родному краю, желание изучать историю  родного города, воспитывать гордость за свою малую родину, любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

  1. Речевое развитие:

— активизировать словарный запас детей.

  1. Художественно-эстетическое развитие:

— закреплять навык координации пения и движения.

  1. Физическое развитие:

 — способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки, релаксации, аутотренинга.

Предварительная работа: рассматривание альбомов и иллюстраций о  городе Новосибирске, разучивание стихов, пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций о растениях и животных Сибири, занесенных в Красную книгу.

Материал к занятию: Карта России и Новосибирской области, символика города Новосибирска, игрушки животных, карточки с изображением растений, животных Новосибирской области, мнемотаблицы для описания животных. Аудиозаписи музыкальных произведений, музыкальный центр, гимнастическая скамейка, дорожка препятствий.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Аутотренинг «Мы — друзья природы»

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается родина»)

Вопросы к детям: О чём поётся в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Ответы детей, показ на карте).

Воспитатель: Да наша Родина велика и прекрасна.

(Чтение стихотворения)

Ребенок:
Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Ребенок:
Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель: Да, дети, наша страна прекрасна и очень велика, но у каждого человека еще есть своя малая родина. Скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем? (Ответы детей).

Да, мы с вами живём городе Новосибирске, для нас он родной. (Показать город на карте Новосибирской области).

Ребёнок:

В России великой, есть город сибирский,

Зовётся тот город Новосибирском.

В этом городе вечно зелёные ели,

Конечно бывают зимою метели,

А так же в нём театры большие и парки,

И очень много зверей в зоопарке.

Там центр Российской науки — Академ-городок и перекрёсток важнейших дорог. (Показ иллюстраций о городе. Уточнение  знаний о достопримечательностях Новосибирска).

Воспитатель: Дети, наш город является столицей Сибири и главным городом Новосибирской области,  и мы с вами уже знаем, что у главного города есть свой флаг и герб. (Рассматривание символики города Новосибирска).

Воспитатель: Дети, расскажите, пожалуйста, что означает голубая полоска на гербе города? (Река). Как называется река, на которой стоит наш город? (Обь). Что означает белый цвет ? (Снега и чистые помыслы людей). А зеленый? (Леса и равнины). Почему на гербе города царская корона? (Новосибирск – столица Сибири и центр Новосибирской области).

Воспитатель: Дети, мы с вами уже много раз путешествовали по нашему городу, давайте вспомним, на каком транспорте можно передвигаться по городу?

Дид. игра «Выбери городской транспорт»  

Воспитатель: А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Новосибирской  области, и вспомнить всё, что вы знаете о растениях и животных нашей области. Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке  с препятствиями: ребристая доска, коврики с нашитыми мелкими предметами  и т.д.).

 Игра: «Из следа в след по лесной тропинке»

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем всё живое:

 Физминутка:

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй солнце золотое (изображение солнца)

Здравствуй матушка — Земля (наклон вниз)

Здравствуйте мои друзья (повороты в стороны, руки на пояс)

Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на опушке леса. Давайте немного отдохнем и послушаем, как звучит лес (аудио запись        «лесные звуки»).

Воспитатель: Природа нашей области очень разнообразна (показать на карте) — это  леса, реки, равнины, болота.  И везде живут различные животные и птицы, растут деревья и растения, многие из которых охраняются и занесены в Красную книгу.

Воспитатель загадывает загадки, дети находят карточки с изображением растений  и  размещают картинки на карте Новосибирской области.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные … (ландыши).

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый … (василёк).

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные … (берёзки).

Воспитатель: Наша белоствольная красавица — берёзка нравится всем. Это дерево — символ нашей Родины.

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза «Берёзка». Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Воспитатель: Молодцы, дети, отгадали загадки. Теперь нам нужно познакомиться  с животными нашей области. (Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки – животные).

 Дид. игра: «Опиши животное». (Составление рассказа с использованием  мнемотаблицы).

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На полянке много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Звучит аудиозапись — звуки природы).

Воспитатель привлекает внимание детей  к плакату, на котором написано: «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».

Вопросы к детям:

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Дид игра  «Можно-нельзя»

 Правила поведения в лесу: (Показ иллюстраций с участием детей, чтение стихов).

1. Не разоряйте птичьи гнёзда

Дети запомнить должны

И понять: гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

2. Не разоряйте муравейники

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

3. Не забирай из леса домой животных

Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут, есть и спать…

4. Не рвите полевые цветы

Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты. Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

5. Не ловите бабочек и стрекоз

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

6. Не шумите в лесу

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

7. Не разжигай костёр в лесу без взрослых

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

8. Не оставляй мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

9. Не вырывайте кустарники с корнем

Если встретил землянику,

Куст брусники иль черники –

Нежно ягодки сорви,

А куст – оставь, побереги.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Давайте будем любить, и беречь нашу природу.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Дети читают хором:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.