Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие Маши по волшебному лесу»
для детей подготовительной группы
Королева Лариса Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ № 50,
г. Мурманск
Программные задачи:
- Грамматический строй речи: продолжать формировать умение детей изменять слова с помощью приставок по, под, за, пере, об, до; образовывать прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чьи?
- Звуковая культура речи: развивать слуховое внимание, упражнять в дифференциации звуков [б], [п]; в подборе слов, схожих по звучанию.
- Обучение грамоте: закреплять умение делить слова на части, определять и изменять порядок слов в предложении.
- Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями, развивать интерес к овладению грамотой; воспитывать самостоятельность, терпение, дисциплинированность.
Демонстрационный материал:
— плоскостная кукла Маша,
— наборное полотно и три карточки со схематическим изображением девочки, корзины и грибка;
— карточка с изображением двух домиков (красный и синий) с буквами Б и П на крыше, набор карточек «животные»: белка, бегемот, собака, баран, петух, пингвин, цапля, поросенок.
— изображение куста, из-за которого видны заячьи уши, волчий нос, львиный хвост, крокодилий хвост, медвежья лапа, беличьи уши.
— картинка с изображением леса, реки с мостом, болота, домика и двух дорог, идущих от леса к домику через мост, вокруг болота.
Раздаточный материал:
— у каждого ребенка на листе изображения животных, расположенные в 2 колонки:
коза мышка олень осел павлин
мишка стрекоза дельфин тюлень орёл
— на листе изображение прямоугольников, разделенных на 1, 2 и 3 части;
— набор разноцветных кружков (оранжевый, белый, серый, желтый, зеленый, коричневый).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Жила-была Маша (воспитатель помещает на доску плоскостную куклу Машу). Однажды она отправилась к бабушке и по дороге с ней произошли удивительные приключения, т.к. путь ее проходил по волшебному лесу. Как вы думаете, что делала Маша, чтобы ей было веселее идти? (пела песни, рвала цветы, собирала ягоды…)
А я точно знаю, Маша делала вот что: (воспитатель проговаривает предложение и выставляет на наборное полотно карточки со схематичными изображениями).
Маша собирала грибы.
— Повторите предложение. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Третье? Попробуйте прочитать предложение, если я поменяю слова местами: (воспитатель меняет местами картинки, дети «читают» новые предложения).
- А где же Маша? (воспитатель помещает на доске карточку с изображением двух домиков (красный и синий) с буквами Б и П на крыше). Она вышла на полянку, где было много грустных зверей. Оказалось, что они не могут найти свои дома. А вы догадались, кто где живет?
Из набора картинок с изображениями животных: белка, бегемот, собака, баран, петух, пингвин, цапля, поросенок, дети отбирают животных со звуком [б – б’] в синий домик, а со звуком [п – п’] в красный домик. Звери довольны, а Маша отправляется дальше.
- Что за шум? Оказалось, звери ссорятся, потому что не могут найти пару для игры. Маша предложила им составить пары, похожие по звучанию. (дети работают на своих листах, соединяют стрелками: коза – стрекоза, мышка – мишка, олень – тюлень, павлин – дельфин, осел – орел).
Физминутка «Кого Маша могла встретить в лесу?»: под музыку дети изображают разных животных, по окончании музыки – замирают.
- А на этой поляне тишина, только куст подозрительно шевелится (воспитатель ставит картинку изображением куста, из-за которого видны заячьи уши, волчий нос, львиный хвост, крокодилий хвост, медвежья лапа, беличьи уши).
Кто-то там спрятался. А вы догадались, кто? Чей это хвост? Чья это лапа? Чьи это уши? Чей это нос?
Не будем их беспокоить, поиграем с моделями, цветными кружками: белый кружок – это кто? А зеленый? Серый? И т.д.
Разложите кружки в кармашки на своем листе так, чтобы на кармашке было столько же квадратиков, сколько частей в названии животного. Это задание каждый выполнит самостоятельно, будьте внимательны. (По окончании работы – проверка).
- Идем дальше с Машей, а за ней волк увязался, тоже к бабушке хочет, вспомнил старую сказку. Вот и дом виден, кто же быстрей доберется? (воспитатель ставит картинку с изображением леса, реки с мостом, болота, домика и двух дорог, идущих от леса к домику через мост, вокруг болота).
Итак, Маша по дороге… пошла, а волк по дороге… побежал.
Маша к речке… подошла, а волк к речке… подбежал.
Маша на мост… зашла, а волк на мост… забежал.
Маша через мост… перешла, а волк через мост…. перебежал.
Маша вокруг болота… обошла, а волк вокруг болота ….обежал.
Маша до дома… дошла, а волк до дома…. добежал.
Кто первым оказался в доме у бабушки? (Маша).
Здесь и закончилось ее путешествие и наше занятие тоже подошло к концу. Спасибо, вы хорошо поработали.