Что писать о развивающем обучении в самоанализе

laptopworld

Достаточно часто при написании самоанализа, заявления на аттестацию или других документов педагоги затрудняются в выборе формулировок для того, чтобы методически грамотно выразить свою мысль. Особенно это касается формулировок по развивающему обучению.
В статье приведены не только образцы формулировок, которые можно использовать, но и кратко обозначены те современные положения развивающего обучения, которые педагогу необходимо знать.

1. Что нужно знать:
Методологической основой ФГОС ДО являются положения теории развивающего обучения, конкретно — положение о закономерностях развития ребенка. (Основоположником этой теории является Л.С. Выготский). Поэтому, сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка. Установка на развитие — современная стратегия дошкольного образования.
Что можно написать:
В своей педагогической деятельности ориентируюсь на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Создаю условия для признания самоценности каждого ребенка, для разработки индивидуальной траектории развития дошкольника, в соответствии с его психофизиологическими особенностями и возможностям.

2. Что нужно знать:
В теории развивающего обучения есть такое важное понятие как зона ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. И то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже его внутренним достоянием, его новой способностью, умением и знанием.
Вот таким образом обучение ведет за собой развитие ребенка.

Что можно написать:
Осуществляю свою педагогическую деятельность с опорой на зону ближайшего развития ребенка. Помогаю каждому воспитаннику усваивать и присваивать накопленный социальный опыт путем партнерского деятельностного взаимодействия. Способствую тому, чтобы ребенок самостоятельно ставил перед собой цель, а также находил пути и средства ее достижения.

3. Что нужно знать:
Традиционные методы обучения не стимулируют в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. При таком обучении дети приобретают знания, но испытывают затруднения, когда им приходится применять эти знания на практике. Например, как только условия деятельности изменяются и обновляются, то прежняя схема поведения и действий становится неприемлемой.
А при развивающем обучении ребенок не только усваивает конкретные ЗУНы, но и овладевает способами действий, у него формируется умение управлять своей деятельностью.

Что можно написать:
Организую, направляю и поддерживаю собственную деятельность детей по овладению знаниями. Моделирую такие образовательные ситуации, в процессе которых у детей появляется потребность в определенном, часто новом, способе действий. Формирую не только знания и навыки, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, осваивать их в процессе деятельности.

4. Что нужно знать:
В соответствии с положениями ФГОС ДО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка. В Стандарте представлены социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования (целевые ориентиры).
В этой связи нельзя не сказать о таких важных для развивающего обучения психологических характеристиках личности ребенка как познавательная активность, познавательная самостоятельность. С развитием познания осуществляется также развитие познавательных операций и познавательных умений, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация.

Что можно написать:
Организую взаимодействие с детьми таким образом, чтобы оно было направлено на формирование познавательной самостоятельности и познавательной активности, а именно:
— вовлекаю воспитанников в различные виды деятельности;
— использую разнообразные дидактические игры;
— применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи;
— предлагаю детям позицию исследователя, проблемные ситуации, использую проблемные и поисковые вопросы. (Почему? Зачем? Каким образом? Что было бы, если бы? Как ты считаешь?).

5. Что нужно знать:
Профессиональные компетенции педагогов, которые реализуют развивающее обучение, достаточно разнообразны:
— умение создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду;
— умение планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга образовательной деятельности;
— умение активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности и другие.

Что можно написать:
Ориентируюсь в методике развивающего обучения, знаю дошкольную психологию, особенности личностно-ориентированного взаимодействия, концепцию системно-деятельностного подхода, психофизиологические особенности и возможности детей своей группы.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по написанию заявления или Вы хотите уточнить какие-то моменты, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

9 комментариев к записи “Что писать о развивающем обучении в самоанализе”

  1. Татьяна.:

    Спасибо за помощь.

  2. Ирина:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна, вновь вынуждена обратиться к Вам за помощью. Приступила к написанию аналитического отчета за межаттестационный период. Не знаю с каких фраз начать введение,чтобы обозначить проблему, ее актуальность и осуществить переход к целям и задачам. цель:совершенствование педагогического мастерства и компетентности в области применения современных образовательных технологий. задачи: 1.освоить новые образовательные технологии и методы работы, способствующие развитию у детей познавательной активности и способности к …2. сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста, развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, обеспечивающие социальную успешность, через применение современных здоровьесберегающих технологий; 3.создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с интересами детей и требованиями ФГОС ДО.

    • admin:

      Ирина, задачи у Вас хорошие (задачу №2 поставьте на первое место – формулировку про здоровье всегда ставят впереди). Насчет «с чего начать». На сайте есть статья про пед технологии. Там как раз можно взять и для введения, и для актуальности. А затем переходите к целям и задачам. Вот ссылка статьи
      http://detstvogid.ru/primenenie-pedagogicheskih-tehnologi/.html

      • Ирина:

        Уважаемая Бэла Геннадьевна, огромное спасибо Вам за методическую помощь и поддержку. Здоровья Вам и процветания Вашему сайту!

  3. Ирина:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! И вновь к Вам за помощью. Столкнулась с такой проблемой при написании аналитического отчета:в разделе результаты образовательной деятельности педагога мне надо проанализировать достижения детей за межаттестационный период, я так понимаю, это результаты мониторинга развития детей, их участие где-либо и мои собственные достижения. Я затрудняюсь в анализе мониторинга, т.к сначала были ФГТ, потом ФГОС, изменилось количество образовательных областей и т.п. Что анализировать? интегративные качества детей или по образовательным областям? к тому же я работаю только с детьми 5-7 лет, и у меня каждый год выпуск, т.е могу отследить динамику только за два года… Что делать? Помогите, пожалуйста!!!

    • admin:

      Ирина, интегративные качества не надо – это из ФГТ. Вы на основе своей пед. диагностики анализируете результаты освоения детьми Программы. Ничего страшного, что динамика только за 2 года. А дальше надо смотреть, какие требования к анализу предъявляют в Вашем регионе, должны быть какие-то критерии. И вы уже по пунктам на основании критерий проводите анализ.
      Если у Вас не получится, то я могу помочь написать анализ, но это уже платно (см. статью «Мои услуги» на сайте).

  4. Ирина:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! с благодарностью принимаю Ваше замечание, но почему то в пояснительной записке к диагностическому инструментарию написано, что задания составлены с учетом интегративных качеств дошкольников, что остается актуальным с введением ФГОС ДО. Они почти совпадают с целевыми ориентирами.
    Огромное спасибо, Вам за консультацию, конечно же, после написания отчета, я планирую его отправить к Вам на доработку или правку и, безусловно,за вознаграждение)).