Что писать о развивающем обучении в самоанализе

laptopworld

Достаточно часто при написании самоанализа, заявления на аттестацию или других документов педагоги затрудняются в выборе формулировок для того, чтобы методически грамотно выразить свою мысль. Особенно это касается формулировок по развивающему обучению.
В статье приведены не только образцы формулировок, которые можно использовать, но и кратко обозначены те современные положения развивающего обучения, которые педагогу необходимо знать.

1. Что нужно знать:
Методологической основой ФГОС ДО являются положения теории развивающего обучения, конкретно — положение о закономерностях развития ребенка. (Основоположником этой теории является Л.С. Выготский). Поэтому, сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка. Установка на развитие — современная стратегия дошкольного образования.
Что можно написать:
В своей педагогической деятельности ориентируюсь на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Создаю условия для признания самоценности каждого ребенка, для разработки индивидуальной траектории развития дошкольника, в соответствии с его психофизиологическими особенностями и возможностям.

2. Что нужно знать:
В теории развивающего обучения есть такое важное понятие как зона ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. И то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже его внутренним достоянием, его новой способностью, умением и знанием.
Вот таким образом обучение ведет за собой развитие ребенка.

Что можно написать:
Осуществляю свою педагогическую деятельность с опорой на зону ближайшего развития ребенка. Помогаю каждому воспитаннику усваивать и присваивать накопленный социальный опыт путем партнерского деятельностного взаимодействия. Способствую тому, чтобы ребенок самостоятельно ставил перед собой цель, а также находил пути и средства ее достижения.

3. Что нужно знать:
Традиционные методы обучения не стимулируют в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. При таком обучении дети приобретают знания, но испытывают затруднения, когда им приходится применять эти знания на практике. Например, как только условия деятельности изменяются и обновляются, то прежняя схема поведения и действий становится неприемлемой.
А при развивающем обучении ребенок не только усваивает конкретные ЗУНы, но и овладевает способами действий, у него формируется умение управлять своей деятельностью.

Что можно написать:
Организую, направляю и поддерживаю собственную деятельность детей по овладению знаниями. Моделирую такие образовательные ситуации, в процессе которых у детей появляется потребность в определенном, часто новом, способе действий. Формирую не только знания и навыки, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, осваивать их в процессе деятельности.

4. Что нужно знать:
В соответствии с положениями ФГОС ДО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка. В Стандарте представлены социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования (целевые ориентиры).
В этой связи нельзя не сказать о таких важных для развивающего обучения психологических характеристиках личности ребенка как познавательная активность, познавательная самостоятельность. С развитием познания осуществляется также развитие познавательных операций и познавательных умений, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация.

Что можно написать:
Организую взаимодействие с детьми таким образом, чтобы оно было направлено на формирование познавательной самостоятельности и познавательной активности, а именно:
— вовлекаю воспитанников в различные виды деятельности;
— использую разнообразные дидактические игры;
— применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи;
— предлагаю детям позицию исследователя, проблемные ситуации, использую проблемные и поисковые вопросы. (Почему? Зачем? Каким образом? Что было бы, если бы? Как ты считаешь?).

5. Что нужно знать:
Профессиональные компетенции педагогов, которые реализуют развивающее обучение, достаточно разнообразны:
— умение создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду;
— умение планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга образовательной деятельности;
— умение активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности и другие.

Что можно написать:
Ориентируюсь в методике развивающего обучения, знаю дошкольную психологию, особенности личностно-ориентированного взаимодействия, концепцию системно-деятельностного подхода, психофизиологические особенности и возможности детей своей группы.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по написанию заявления или Вы хотите уточнить какие-то моменты, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

19 комментариев к записи “Что писать о развивающем обучении в самоанализе”

  1. Татьяна.:

    Спасибо за помощь.

  2. Ирина:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна, вновь вынуждена обратиться к Вам за помощью. Приступила к написанию аналитического отчета за межаттестационный период. Не знаю с каких фраз начать введение,чтобы обозначить проблему, ее актуальность и осуществить переход к целям и задачам. цель:совершенствование педагогического мастерства и компетентности в области применения современных образовательных технологий. задачи: 1.освоить новые образовательные технологии и методы работы, способствующие развитию у детей познавательной активности и способности к …2. сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста, развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, обеспечивающие социальную успешность, через применение современных здоровьесберегающих технологий; 3.создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с интересами детей и требованиями ФГОС ДО.

    • admin:

      Ирина, задачи у Вас хорошие (задачу №2 поставьте на первое место – формулировку про здоровье всегда ставят впереди). Насчет «с чего начать». На сайте есть статья про пед технологии. Там как раз можно взять и для введения, и для актуальности. А затем переходите к целям и задачам. Вот ссылка статьи
      http://detstvogid.ru/primenenie-pedagogicheskih-tehnologi/.html

      • Ирина:

        Уважаемая Бэла Геннадьевна, огромное спасибо Вам за методическую помощь и поддержку. Здоровья Вам и процветания Вашему сайту!

        • admin:

          Ирина, спасибо! Я рада, что могу помочь коллегам.

  3. Ирина:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! И вновь к Вам за помощью. Столкнулась с такой проблемой при написании аналитического отчета:в разделе результаты образовательной деятельности педагога мне надо проанализировать достижения детей за межаттестационный период, я так понимаю, это результаты мониторинга развития детей, их участие где-либо и мои собственные достижения. Я затрудняюсь в анализе мониторинга, т.к сначала были ФГТ, потом ФГОС, изменилось количество образовательных областей и т.п. Что анализировать? интегративные качества детей или по образовательным областям? к тому же я работаю только с детьми 5-7 лет, и у меня каждый год выпуск, т.е могу отследить динамику только за два года… Что делать? Помогите, пожалуйста!!!

    • admin:

      Ирина, интегративные качества не надо – это из ФГТ. Вы на основе своей пед. диагностики анализируете результаты освоения детьми Программы. Ничего страшного, что динамика только за 2 года. А дальше надо смотреть, какие требования к анализу предъявляют в Вашем регионе, должны быть какие-то критерии. И вы уже по пунктам на основании критерий проводите анализ.
      Если у Вас не получится, то я могу помочь написать анализ, но это уже платно (см. статью «Мои услуги» на сайте).

  4. Ирина:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! с благодарностью принимаю Ваше замечание, но почему то в пояснительной записке к диагностическому инструментарию написано, что задания составлены с учетом интегративных качеств дошкольников, что остается актуальным с введением ФГОС ДО. Они почти совпадают с целевыми ориентирами.
    Огромное спасибо, Вам за консультацию, конечно же, после написания отчета, я планирую его отправить к Вам на доработку или правку и, безусловно,за вознаграждение)).

    • admin:

      Ирина, а я думала, что Вы говорите про интегративные качества времён ФГТ.

  5. Наталья:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна!!!Я вчера интересовалась у вас как мне быть в информационной карте с разделом 4.4, что можно расписать грамотно в этом пункте, если площадок на базе сада не было за межаттестационный период. Углубленно работаю по экспериментальной деятельности, активно реализую проекты, есть публикации на сайтах, но нет мыслей как это красиво представить. Помогите мне, пожалуйста, платно. Работаю с детьми с НОДа, Может и про развивающую среду по Фгос и работу с родителями ( инновационные формы) указать.

    • admin:

      Наталья, я Вам написала на электронную почту.

  6. Ирина:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна!!!Обращаюсь к вам за помощью! Мне для работы на будущее хочется взять примерно такую тему:

    Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
    средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. Будет ли правильной такая формулировка?

    • admin:

      Ирина, надо бы чуть–чуть подкорректировать тему, так как у Вас в формулировке аж 3 акцента: речевая активность, познавательная деятельность и игровая технология, а желательно 2 (ЧТО развиваем и ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО). К тому же тема получается узкая. Я предлагаю Воскобовича упомянуть в задачах, а не в самой формулировке. Можно так: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности». Очень хорошая тема получилась!

  7. Ирина:

    большое спасибо вам! Замечательно получилось!

    • Ольга:

      Спасибо, теперь понятно. Бела Геннадьевна, еще один вопрос. В связи с тем, что весь образовательный процесс должен быть развивающимся, то воспитатели строят свои образовательные ситуации, используя все пространство группы (где дети переходят, стоят, сидят). Обязательно ли в ОС включать физ.минутки?

  8. Ольга:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Хочу сказать слова благодарности за этот сайт. Очень много для себя подчеркнула. Заказала Ваши книги, очень понравилось, все разложено «по полочкам». И вот мой вопрос. В связи с появлением разнообразных понятий, связанных с ФГОС ДО, хотелось бы понять технология системно-деятельностного подхода входит в понятие «развивающее обучение»? И если можно, то хотелось бы на вашем сайте прочитать статью о концепции системно-деятельностного подхода и как его правильно применять на практике воспитателю. И еще можно узнать, где Вы работаете и какую должность занимаете? Спасибо, буду с нетерпением ждать ответа. С уважением, Ольга.

    • admin:

      Ольга, спасибо большое за добрые слова о сайте и книгах! Мне очень приятно!
      Теперь о Ваших вопросах: весь процесс развивающего обучения основан на системно-деятельностном подходе. Я дня через 2-3 напишу статью о том, что такое деятельностный подход и опубликую в разделе «Методические подсказки».
      Насчет информации обо мне: я — доцент, кандидат педагогических наук. О себе немного написала на странице «О сайте», в конце статьи. Вот ссылка, посмотрите там, пожалуйста
      http://detstvogid.ru/glavnaya-2

  9. Ольга:

    Спасибо, все теперь понятно. И еще один вопрос, Бела Геннадьевна, во время проведения НОД наши педагоги используют все пространство группы, поэтому дети активны (в плане двигательной активности). Целесообразно ли проводить на НОД физминутки, если дети не находятся в одном положении. Спасибо, с уважением, Ольга.

    • admin:

      Ольга, очень интересный вопрос! Его никогда не задавали и я об этом даже не думала. Честно говоря, я бы на месте педагога подстраховалась и провела бы физминутку. Ведь она нужна не только для двигательной активности, но и для отдыха от умственной деятельности (от образовательной деятельности).