Развитие творческого потенциала дошкольников при обучении игре на фортепиано

Консультация для родителей

«Развитие творческого потенциала дошкольников
при обучении игре на фортепиано»

Полякова Татьяна Александровна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 136,
г. Мурманск

Значение музыкального образования в духовном становлении и развитии личности ребёнка трудно переоценить. Главные задачи современного музыкального образования — развитие музыкального вкуса, формирование способности воспринимать и понимать прекрасное, воспитание гармонично развитой личности.
Чтобы реализовать эти задачи, необходимо как можно раньше начинать музыкально-эстетическое образование детей. Об этом говорят все ведущие педагоги-музыканты, справедливо считая, что именно в дошкольном возрасте легче всего приобщить ребёнка к миру музыки, чтобы музыка стала близкой и понятной ему на всю жизнь.
«Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование. Каждому человеку необходимо в начале его жизни хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной её области, которую образует музыка», — эти слова принадлежат выдающемуся пианисту, педагогу-музыканту Анне Даниловне Артоболевской.

Большинство родителей понимает необходимость обучения музыке с раннего возраста. Давно известно, что интеллект ребёнка, образно говоря, находится на кончике его пальцев. Поэтому можно уверенно сказать, что игра на фортепиано помогает развить творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка, а также сформировать такие личностные качества, как трудолюбие, внимание, воля, терпение, что, безусловно, определит степень успешности ребёнка в будущем.
Практика показывает, что те дошкольники, которые обучаются игре на фортепиано, в дальнейшем учатся более успешно и в общеобразовательной школе, эти дети более коммуникабельны и отзывчивы.
При обучении детей игре на фортепиано педагог решает задачи:
1. Развитие музыкальных способностей.
2. Формирование первоначальных навыков владения инструментом.
3. Приобщение ребёнка к различным видам музыкальной деятельности.
4. Воспитание любви к музыке и развитие интереса к музыкальным занятиям.
5. Воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости.

Игра на фортепиано оказывается эффективным средством развития психической, физической, интеллектуальной сфер ребёнка. Особая роль в этом направлении принадлежит, как доказали исследования ученых, тренировке пальцев рук. Движения кисти рук, а также прикосновения кончиков пальцев к клавиатуре ускоряет созревание сенсомоторных зон коры головного мозга и центра речи ребёнка, развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений.
Одна из особенностей обучения игре на фортепиано — это интенсивное развитие интеллектуальных возможностей человека, причем не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы нам в повседневной жизни.
Уникальные данные, полученные при исследовании интеллектуальных возможностей пианистов разных возрастных категорий, показали общие для них качества:
-аналитическое мышление;
— быстрое и легкое усвоение материала;
— хорошая координация.
Эти качества развиваются в результате того, что при игре на фортепиано двумя руками одновременно работают оба полушария головного мозга, что не характерно для других видов деятельности человека.

Особого внимания заслуживает способность пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения, что развивает перспективное мышление, целостное видение.
Также известна прямая зависимость развития речи ребёнка от развитости пальцевой моторики. Эти факты были уже давно замечены зарубежными учеными, благодаря чему игра на фортепиано преподается во всех развитых странах как предмет, способствующий интенсивному развитию интеллекта наряду с геометрией и другими точными науками.
Кроме того, общение с музыкой оказывает положительное психоэмоциональное воздействие, развивает образное мышление, пробуждает креативность, помогает ребёнку гармонично развиваться.

Опыт показывает, что степень успешности занятий на фортепиано с дошкольниками во многом зависит от степени причастности родителей к педагогическому процессу, ведь именно семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания.
По мере продолжения музыкального образования ребенок научится играть в обществе других детей, или принимать участие в общих конкурсах, где часто возникает дружба и полезные контакты между юными музыкантами, многие из которых могут продолжиться на всю жизнь.
Музыкальные способности могут стать источником стабильности в бурные подростковые годы. А в зрелом возрасте музыкальные способности будут вызывать уважение при социальных и деловых контактах.
А если ребёнок обладает исключительным музыкальным талантом, то целый мир творческих и профессиональных возможностей может быть открыт для него в будущем.

Литература:
Анисимова Г.И. « 100 игр для развития дошкольников». — М., 2006.
Белованова М.Е. «Музыкальный учебник для детей». — Спб., 2008.
Интернет-ресурсы:
Proekta.ru. Образовательный портал.
Открытый класс. Сетевое образовательное сообщество.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.