Система работы педагогов ДОУ по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста

Из опыта работы

Коваленко Лариса Николаевна,
старший воспитатель МБДОУ № 56,
г. Кировск

В современных условиях модернизации дошкольного образования приоритетной становится проблема творчества, развития креативной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Коллектив нашего дошкольного учреждения работает по актуальной методической теме — «Развитие творческого потенциала дошкольников посредством взаимодействия педагогического коллектива и родителей».
Цель — организация системы образовательной деятельности в ДОУ, направленной на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
1. Выявить уровень деятельности педагогов ДОУ по развитию творческого потенциала детей посредством организации дней ДРК (диагностика, регулирование, коррекция)
2. Организовать повышение профессионального уровня и творческого потенциала педагогов.
3. Создать условия, способствующие развитию творческого потенциала воспитанников во всех видах детской деятельности.
4. Обеспечить целостный интегрированный подход в развитии творческого потенциала детей дошкольного возраста.
5. Способствовать повышению компетентности родителей по вопросам развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Реализуя поставленные задачи, провели исследования готовности педагогического коллектива к творческой деятельности с воспитанниками. Используя современные методики (тесты, диагностики), оценили уровень творческого потенциала педагогов и уровень теоретических знаний по данной теме. Все педагоги имеют хороший творческий потенциал, обладают теми качествами, которые позволяют им творить. 80% педагогов имеют достаточный уровень практических и теоретических знаний. С целью выявления уровня деятельности педагогов ДОУ по развитию творческого потенциала дошкольников были организованы дни ДРК.
В рамках проведения дней ДРК (диагностика, регулирование, коррекция) по проблеме «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста» были использованы следующие формы и методы исследования:
– неделя педагогического мастерства;
– смотр — конкурс информационных центров;
– смотр-конкурс центров творчества;
– анкетирование родителей;
– планирование деятельности по творческому развитию детей;
– выставка игр и пособий.
По результатам дней ДРК были выявлены ряд проблем и намечены пути коррекции. Проблемы, с которыми столкнулся коллектив это:
— отсутствие системы в планировании, а соответственно и в самой работе;
— недостаточное количество дидактического и игрового материала по теме;
— по результатам анкетирования 32% родителей нуждались в теоретической и 68% в практической помощи.
Для целенаправленной работы, разработки приемов и методов по устранению проблем была создана рабочая группа. Создание рабочей группы, объединяющей общими целями, умением мыслить в едином направлении и достигать положительных результатов, сплотили педагогов. В рабочей группе определялся лидер, который первым откликался на все новое, делал это с удовольствием, был способен к поиску идей и тем самым мотивировал своих коллег. Таким образом, весь коллектив наполнялся атмосферой творческого поиска, что способствовало профессиональному росту педагогов. Была принята единая система планирования во всех возрастных группах, пополнена развивающая среда в центрах детского творчества.
Также в процессе работы группы была разработана система по развитию творческого потенциала детей, которая отражает целостный интегрированный подход по следующим направлениям.

1. Создание творческой развивающей среды. Грамотно созданная предметно-игровая среда стимулирует, направляет, развивает деятельность ребенка. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, познавательные процессы.
Организуя среду, соблюдали определенные условия:
– разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
– включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
– предоставление свободы исследования;
– возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
– определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов;
– обеспечение эстетической направленности развивающей среды.
2. Организация творческой непосредственно образовательной деятельности по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО:
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– социально-коммуникативное развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
3. Организация совместной деятельности с воспитанниками:
– праздники и развлечения;
– музыкальные и театрализованные досуги;
– КВН;
– каникулярные недели;
– дни творчества;
– экскурсии в Дом творчества, библиотеку:
– посещение театрализованных представлений;
– проектная деятельность.
4. Организация самостоятельной деятельности воспитанников. Созданы условия для активизация дошкольников на:
– творческие задания;
– игры- эксперименты;
– сюжетные игры;
– режиссерские игры;
– художественную деятельность;
– музыкальное творчество;
5. Деятельность творческих коллективов:
– творческая мастерская «Самоделкины» (использование нетрадиционных техник конструирования);
– театральная студия «Фантазеры» (развитие актерского мастерства);
– студия «Сочиняй-ка» (развитие речевого творчества);
– студия «Танцевальная мозаика» (развитие творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности).
6. Индивидуальная работа с воспитанниками.
Проводится по результатам диагностики и наблюдения за дошкольниками.
7. Методическое сопровождение педагогов:
– консультирование;
– проведение творческих часов для педагогов;
– КВН;
– выставка литературы;
– педсоветы;
– наставничество;
– изучение опыта работы педагогов города, региона, области, страны по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
С целью повышения квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, изменили обычный формат методических мероприятий с помощью интерактивных форм: экспресс-опроса, мозгового штурма, деловых игр и др.
8. Взаимодействие с другими социальными институтами: центральным домом творчества, детско-юношеской спортивной школой, центральной детской библиотекой. Наши воспитанники являются постоянными участниками и победителями городских, региональных, а также всероссийских конкурсов детского творчества.
9. Педагогическое просвещение родителей:
– информирование о жизни ДОУ через сайт;
– памятки, буклеты, информационные стенды, консультации для родителей;
– фоторепортажи, стенгазеты;
– совместное участие в изготовлении костюмов, в создании развивающей среды;
– цикл выставок «Домашний сундучок» (поддержка семейных традиций);
– конкурсы творческих семейных работ «Удивительное рядом», «Осенние причуды», «Новогодняя игрушка» и др.;
– детско-родительские проекты и акции «Цветочное чудо», «Сказки гуляют по свету», «Веселое Новогодие», «Покормите птиц зимой», «Елочка-зеленая иголочка» и др.;
– совместные праздники и развлечения;
– мастер-классы по различным тематикам.
Необходимо отметить, что такой целостный интегрированный подход в развитии творческого потенциала воспитанников возможен только при благоприятном социально-психологическом климате, который в свою очередь обусловлен тесным сотрудничеством и партнерством между всеми участниками образовательных отношений.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.