Из опыта работы
«Организация работы по формированию основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста»
Адаменко Ольга Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 11,
п. Ревда Мурманской обл.
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку.
Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, так как заботясь о здоровье и о всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.
Работу по формированию привычек ЗОЖ необходимо реализовывать в четырёх направлениях: в организации здоровье сберегающего пространства, во взаимодействии с родителями и педагогами, в работе с детьми
В понятие здоровьесберегающего пространства входят:
— улучшенное качество в помещениях детского сада (проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания, обрабатывают помещения аппаратом «Кварц»);
— закаливающие процедуры водой и воздухом (воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, умывание прохладной водой, контрастное закаливание кистей рук, полоскание рта после приема пищи, босо хождение по массажным коврикам;
— по медицинским показаниям проводят занятия ЛФК ;
— оборудование уголков здоровья, оформление книжных уголков раскрасками и дидактическими играми по теме.
Взаимодействие с педагогами осуществляется через совместное проведение для детей праздников и досугов, получение необходимых консультаций, организацию музыкального сопровождения и методических рекомендаций. Организацию педсоветов и подбором литературы в методическом кабинете.
Взаимосвязь с родителями осуществляется в их вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений. Важным условием эффективной образовательной работы с целью повышения знаний родителей о ЗОЖ является организация для них консультаций, практических занятий и наглядной агитации.
Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать стремление быть здоровыми. В работе с детьми формирую навыки личной гигиены, учу тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела, прививать привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи. (Для усвоения гигиенических навыков дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, такие как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»), также знакомить с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой. («Водичка-водичка», «Расти, коса, до пояса»)
Большое внимание в работе с детьми уделяю формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращаю внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии со временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, вместе с детьми выясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
Большую работу по ЗОЖ провожу в разных видах в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.
Учу называть свое имя, фамилию, сколько лет. Игра: «Что у меня есть?» (тело, органы) — отмечать части своего тела, рассматривание цветных иллюстраций с целью ознакомления с органами.
Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаю внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним.
Проводимые беседы:
1) «Откуда берутся болезни» — цель этой беседы — сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.
2) «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, учила бережному обращению с нею, закрепляла правила ухода за кожей.
3) «Для чего нужна зарядка» — приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой.
Изучая тему «Моя семья», учу детей называть имена родителей, кто, где работает.
Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Учу соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также необходимо приучать быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучаю основным правилам безопасного поведения на улицах.
Все игры, задания позволяют формировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой.
На музыкальных занятиях дети изучают не только танцевальные движения, но и упражнения на развитие своего тела.
Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений, целью которых является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом по физкультуре на занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
Большое значение уделяю организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использую такой метод, как слушание сказок. После дневного отдыха провожу гимнастику после сна в сочетании с хождением босиком по коврикам.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.