Дидактические игры по музыкальному развитию
детей дошкольного возраста
Евстафьева Александра Сергеевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.
«Улитка и кузнечик»
Цель: развивать слух, учить различать поступательный ход мелодии и скачкообразный.
Оборудование: корзинка, раздаточный материал: улитки и кузнечики по числу детей, лесенка.
Ход игры:
Музыкальный руководитель (обращает внимание на корзинку):
— Смотрите, какую интересную корзиночку я нашла. (В корзинке игрушечные насекомые кузнечики и улитки).
— Как же они туда попали, наверное, заползли, пока мы танцевали. (Раздает каждому ребенку по одному кузнечику и одной улитке).
— В нашем лесу есть лесенка, но не простая, а музыкальная. И кузнечик и улитка любят по ней подниматься наверх. Каждый своим способом.
Ребята, как вы думаете, как кузнечик будет преодолевать ступеньки лесенки? (Ответы: скачками, через ступеньку). А улитка? (Ответы: «ползком», по каждой ступеньке). Послушайте мелодию и определите, кто из насекомых поднимается по лесенке. (М.р. играет мелодию, дети показывают насекомое, подходящее по движению мелодии).
А теперь спускается (Играет).
«Мы — листочки»
Цель: развивать слух, координацию в пространстве, определять принадлежность к своей группе листьев по цвету и форме (дубовые, кленовые, осиновые).
Оборудование: листики дубовые, кленовые и осиновые. Три обруча (красный, желтый, зеленый).
Ход игры:
Музыкальный руководитель показывает детям листочки (дубовый — зеленый, кленовый — желтый, осиновый — красный) и уточняет с какого дерева каждый из них. Раздает листья детям. Объясняет правила игры: на ковре лежат три обруча. Задача детей – пока звучит музыка (любой мелодичный вальс) «листочки летают», музыка закончится – ребята собираются вокруг обручей соответственных цветов. Можно включить соревновательный момент игры – кто скорее соберётся в кружочки.
Перед каждым проигрыванием ребята собираются и говорят слова:
Мы — листочки, мы — листочки.
Мы — осенние листочки.
Мы на дереве висели.
Ветер дунул — полетели.
«Кто пришел на день рождения?»
Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.
Оборудование: Ширма-полянка, плоскостные изображения кошки, мышки, зайца, лягушки, медведя.
Ход игры:
Музыкальный руководитель:
У Киски День рождения,
Получает поздравленья.
Кто пришел, отгадай?
(имя), быстро называй.
Ребенок прослушивает музыкальное произведение и, ориентируясь на тембр и характер звучания музыки, отгадывает, кто пришел (мышка, зайчик, лягушка, медведь).