Игровая деятельность в обучении дошкольников иностранному языку

Методическая разработка

«Игровая деятельность в обучении дошкольников иностранному языку»

Герасимова Илона Валерьевна,

воспитатель МБДОУ № 13,

нп. Спутник, Печенгский район Мурманской обл.

Именно игра в раннем возрасте ведёт за собой развитие дошкольника

Л.С. Выготский

                          

В связи с возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, возрастает интерес к изучению нескольких иностранных языков. В наши дни всё большую популярность приобретает изучение иностранного языка в дошкольном возрасте. Обучение иностранному языку в раннем возрасте способствует интеллектуальному росту детей, ускоряет их языковое развитие, формирует важные элементы социальной компетенции, облегчает раннюю интеграцию в культурном пространстве современного мира, а также тренирует универсальные познавательные действия и готовит к школьному образованию.

Иностранный язык (далее – язык) для детей, прежде всего активизирует работу левого полушария мозга, ответственного за речь. Язык способствует формированию у детей понятий, а они являются формой абстрактного мышления, следовательно, раннее введение языка стимулирует формирование и развитие абстрактного мышления.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции.

В психолого-педагогических исследованиях доказано, что среда, наследственность, воспитание – это факторы развития личности, что ранний и дошкольный возраст являются сензитивными в овладении иностранным языком. 

 В первые 3 года жизни формируются предпосылки всего дальнейшего развития личности, в том числе и лингвистического. Французский педагог Сесиль Люпон, написавшая книги по воспитанию ребенка, утверждает: «Дети от 3 до 5 лет очень любознательны. В этот период им надо прививать любовь к иностранным языкам. Если осуществить такую попытку через 10 лет, это не даст ожидаемых результатов».

Одним из наиболее эффективных средств овладения иностранным языком в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность. Это связано с тем, что игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Игра выполняет множество функций в процессе развития ребёнка, делает учебный процесс интересным и увлекательным и формирует необходимые компетенции. Особое значение для развития языка и речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие. У дошкольников цепкая память, и они способны легко запоминать большие группы слов, стихи и прозу.

В процессе игры повышается инициативность и творчество ее участников при одновременном возрастании ответственности за свое поведение. Происходит трансформация мотивов овладения навыками моделируемой деятельности из внешних во внутренние, личностные.

При обучении иностранному языку де­тей дошкольного возраста необходимо учитывать такие психолого-педаго­ги­чес­кие особенности, как пытливость и любознательность. Вместе с тем,  важно пом­нить, что они не могут в течение длительного времени удерживать вни­ма­ние на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. Многие исследователи отме­ча­ют, что в дошкольном возрасте цель обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Имен­но игровая деятельность создает условия для естественного общения де­тей. С учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного воз­рас­та могут быть выделены следующие типы игр:

1)     игра в куклы

2)     подвижные игры (спокойные игры)

3)     игры творческие

4)     игра в сказку

5)     игра «Живые картинки». 

Для детей раннего возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лег­кость вхождения в образы.  Дети быстро вовлекаются в игровую дея­тельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам.

Ребёнку дошкольного возраста свойственно непроизвольное запоминание, преобладание механической памяти над смысловой, наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание и чрезмерная двигательная активность.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня.  По утверждению физиолога Н. А. Амосова активные двигательные действия при эмоциональном подъёме ускоряют циркуляцию крови в организме, в результате чего кислород лучше питает клетки головного мозга. Всё это повышает работоспособность мозговых структур, ускоряет реакции, влияющие на восприятие и сохранение новой информации в головном мозге, что также увеличивает уровень усвоения лексических элементов дошкольниками. 

Подвижные игры, снимая статические нагрузки и утомление от них, улучшают психоэмоциональное состояние, значительно влияют на уровень усвоения информации, так как способствуют повышению внимания, которое у дошкольников носит неустойчивый характер в силу психофункциональных особенностей.

Таким образом, анализ психологических особенностей развития  обучения дошкольников, позволяет утверждать, что дошкольный возраст – наиболее сензитивный для изучения иностранного языка, что раннее введение иностранного языка влияет на развитие и воспитание ребенка. Иностранный язык обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием на ребенка, развивает личность, причем, чем раньше их вовлекают в его изучение, тем полезнее для развития. И именно игре принадлежит значительная роль при его обучении, так как она является действенным инструментом, который позволяет сделать занятие привлекательным и интересным, заставляет детей волноваться и переживать.

         Список используемой литературы:

  1. Эльконин Д.Б.  Психология игры.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в развитии ребёнка.
  3. Чудорина Т.П.  Игра в обучении дошкольников иностранному языку.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.