Методическая разработка
«Игровая деятельность в обучении дошкольников иностранному языку»
Герасимова Илона Валериевна,
воспитатель МБДОУ № 13,
нп. Спутник, Печенгский район Мурманской обл.
Именно игра в раннем возрасте ведёт за собой развитие дошкольника
Л.С. Выготский
В связи с возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, возрастает интерес к изучению нескольких иностранных языков. В наши дни всё большую популярность приобретает изучение иностранного языка в дошкольном возрасте. Обучение иностранному языку в раннем возрасте способствует интеллектуальному росту детей, ускоряет их языковое развитие, формирует важные элементы социальной компетенции, облегчает раннюю интеграцию в культурном пространстве современного мира, а также тренирует универсальные познавательные действия и готовит к школьному образованию.
Иностранный язык (далее – язык) для детей, прежде всего активизирует работу левого полушария мозга, ответственного за речь. Язык способствует формированию у детей понятий, а они являются формой абстрактного мышления, следовательно, раннее введение языка стимулирует формирование и развитие абстрактного мышления.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции.
В психолого-педагогических исследованиях доказано, что среда, наследственность, воспитание – это факторы развития личности, что ранний и дошкольный возраст являются сензитивными в овладении иностранным языком.
В первые 3 года жизни формируются предпосылки всего дальнейшего развития личности, в том числе и лингвистического. Французский педагог Сесиль Люпон, написавшая книги по воспитанию ребенка, утверждает: «Дети от 3 до 5 лет очень любознательны. В этот период им надо прививать любовь к иностранным языкам. Если осуществить такую попытку через 10 лет, это не даст ожидаемых результатов».
Одним из наиболее эффективных средств овладения иностранным языком в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность. Это связано с тем, что игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Игра выполняет множество функций в процессе развития ребёнка, делает учебный процесс интересным и увлекательным и формирует необходимые компетенции. Особое значение для развития языка и речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие. У дошкольников цепкая память, и они способны легко запоминать большие группы слов, стихи и прозу.
В процессе игры повышается инициативность и творчество ее участников при одновременном возрастании ответственности за свое поведение. Происходит трансформация мотивов овладения навыками моделируемой деятельности из внешних во внутренние, личностные.
При обучении иностранному языку детей дошкольного возраста необходимо учитывать такие психолого-педагогические особенности, как пытливость и любознательность. Вместе с тем, важно помнить, что они не могут в течение длительного времени удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. Многие исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте цель обучения успешнее достигается при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.
Именно игровая деятельность создает условия для естественного общения детей. С учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста могут быть выделены следующие типы игр:
1) игра в куклы
2) подвижные игры (спокойные игры)
3) игры творческие
4) игра в сказку
5) игра «Живые картинки».
Для детей раннего возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети быстро вовлекаются в игровую деятельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам.
Ребёнку дошкольного возраста свойственно непроизвольное запоминание, преобладание механической памяти над смысловой, наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание и чрезмерная двигательная активность.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. По утверждению физиолога Н. А. Амосова активные двигательные действия при эмоциональном подъёме ускоряют циркуляцию крови в организме, в результате чего кислород лучше питает клетки головного мозга. Всё это повышает работоспособность мозговых структур, ускоряет реакции, влияющие на восприятие и сохранение новой информации в головном мозге, что также увеличивает уровень усвоения лексических элементов дошкольниками.
Подвижные игры, снимая статические нагрузки и утомление от них, улучшают психоэмоциональное состояние, значительно влияют на уровень усвоения информации, так как способствуют повышению внимания, которое у дошкольников носит неустойчивый характер в силу психофункциональных особенностей.
Таким образом, анализ психологических особенностей развития обучения дошкольников, позволяет утверждать, что дошкольный возраст – наиболее сензитивный для изучения иностранного языка, что раннее введение иностранного языка влияет на развитие и воспитание ребенка. Иностранный язык обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием на ребенка, развивает личность, причем, чем раньше их вовлекают в его изучение, тем полезнее для развития. И именно игре принадлежит значительная роль при его обучении, так как она является действенным инструментом, который позволяет сделать занятие привлекательным и интересным, заставляет детей волноваться и переживать.
Список используемой литературы:
- Эльконин Д.Б. Психология игры.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в развитии ребёнка.
- Чудорина Т.П. Игра в обучении дошкольников иностранному языку.