Арт-технология как средство развития творческого потенциала воспитанников с ОВЗ

Из опыта работы

«Арт-технология как средство развития

творческого потенциала воспитанников с ОВЗ»

 

Ковшевая Наталья Ариевна,

воспитатель МБДОУ №38,

г. Заполярный Мурманской обл.

 

Дошкольное образование — это самый главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития, это время формирования социально-психологических основ личности, период «питания» души и сердца ребёнка всем самым благородным и прекрасным.

А.Г. Асмолов сказал: «Ключевая установка стандарта дошкольного детства — это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способности каждого ребёнка».

Сегодня у педагогов и медиков психическое здоровье детей вызывает серьёзную тревогу. Нарастает количество неврозов, часты проявления апатии, повышенной раздражительности и агрессивности. Всё это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений. Современная педагогика и психология в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование искусства и организацию самостоятельной творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я работаю  с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это определённая группа детей, требующая особого внимания и подходов к воспитанию.

Цель: Создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности детей с ОВЗ.

Задачи:

  • Развивать самостоятельность, инициативу, творчество.
  • Формировать мотивационно-потребностную деятельность.
  • Обеспечить возможность для самореализации, экспериментирования.
  • Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Отличительные особенности детей с нарушением речи:

  • эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется;
  • возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства;
  • поведение может характеризоваться повышенной возбудимостью или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью пугливостью, тревожностью;
  • быстро утомляются, трудно сохраняют усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего дня;
  • не стремятся к самостоятельности, часто безразличны к своим достижениям.

Решению коррекционных задач призваны помочь методы и приёмы арт-технологии — это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества, она основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.

Арт-технологии с педагогикой имеют единые конечные цели – помочь ребёнку с нарушением развития научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации.

Любой результат творческой деятельности – продукт индивидуального и коллективного опыта. Этим он интересен и уникален. Творчество, выполненное ребёнком, обладает самоценностью независимо от содержания, формы и качества, так как сохраняет внутренние переживания и чувства ребёнка. Всё это соответствует принципам организации самостоятельной творческой деятельности ребёнка. А для успешной творческой деятельности важно создать атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям детей. Не оценивать их рисунки и поступки, а принимать их плачущими, агрессивными, предоставлять им право выбора, сопровождать их в этом трудном путешествии к истокам самого себя. Помочь ребёнку поверить  в свои силы, выразить свои идеи, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.

Существуют различные виды арт-технологий, назовём некоторые из них, например,  классические: живопись, графика, рисунок; инновационные: музыкальная, сказочная (нарративная), библиотехника, мандала.

Более подробно остановлюсь на специфике тиснения с использованием подложек из бросового материала. На практике педагоги часто сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не успевает прорабатывать задний план или дополнительные элементы рисунка, от которых зависит завершенность композиции. Поэтому в своей работе я использую технологию – «тиснение». С помощью масляной пастели, восковых мелков можно получить неожиданные, разнохарактерные оттиски на бумаге с различных подложек из броскового материала. В качестве подложек используем сетки для фитодизайна, циновки, соломенные коврики, виниловые обои. «Тиснение» может быть положено в основу рисунка, а может дополнять  основное изображение. Сначала с помощью необычных подложек воспитанник получает замысловатый оттиск, а затем, подключив выдумку и фантазию, дорисовывает отдельные элементы до определенного образа.

Так, с помощью сетки и циновки за считанные мгновения может быть создана фактура одежды на портретах, скатерть, забор, изображение плетёных изделий, водное пространство — море. Если выбрать в качестве подложки виниловые обои, то в полученном оттиске несложно разглядеть очертания  парка,  леса, улицы, булыжной мостовой, узоры зимы на окне.

«Тиснение» с использованием подложек по-новому помогает организовать детскую изобразительную деятельность, нацеленную на развитие креативности и воображения. Вооружившись им, юный художник, быстро завершит творческий замысел и создаст интересный художественный продукт, который поможет ему поверить в собственные силы и испытать положительные эмоции и ощущения.

Технологию  рисования тела по контуру  применяют для общения друг с другом, для этого нужны обои. Мы обрисовываем ребёнка, а потом договариваемся, как он будет одет. Это воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам, аргументированно и спокойно отстаивать свое мнение, радоваться общему результату деятельности.

В практике мы используем и другие  технологии: лоскутную живопись (мозаичные узоры), штамп, рисование надутыми пузырями плёнки, диатипию (водную печать), «древние письмена», рисование пипетками. Например, песочная арт-технология, рисование в технике «эбру» способствуют преодолению тревожности, снятию страха перед «чистым листом», повышению уверенности в себе.

Обучение в современном смысле слова – это организация культурных практик (термин Н.Б. Крыловой), которые позволяют ребёнку приобретать универсальные культурные умения, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни. Как отмечает Н.Б. Крылова, до школы культурные практики ребёнка вырастают с одной стороны, на основе взаимодействия со взрослыми, а с другой – на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий. Иными словами, педагог должен создать такие условия, которые позволяют детям самостоятельно открывать новый практический опыт, добывать знания экспериментальным поисковым путём.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выготского такова:

  • совместная деятельность со взрослыми;
  • совместная деятельность с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей.

Чтобы организовать самостоятельную деятельность, у ребёнка должен быть сформирован художественный опыт, который ребёнок приобретает на занятиях. Обучение должно строиться так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу, но и без помощи. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок пробовал самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения, мог сам найти нужный материал и применить его. Если ребёнок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию, петь, рисовать. Песталоцци писал: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать». Постепенно ребёнок осваивает дополнительные способы и средства выражения своих чувств, эмоций, самого себя, что позволяет применять данные технологии в работе с детьми с нарушением развития возможностей.

Литература:

  1. Бурачевская, О.В. Арт-технологии как средство развития пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи// Инновационные педагогические технологии: материалы II международной конференции. — Казань , 2015. – С. 139-142.
  2. Ганеева, А.С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС// Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. — №1 – С. 115-117.
  3. Дядюнова, И.А. Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребёнка//Цветной мир – 2011 — №1 – С. 3-6.
  4. Лыкова, И.А. Рукотворные игрушки: гармония разума, чувства и действия// Цветной мир – 2013 — №2 – С. 8-9.
  5. Сапожникова, О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников — М. : ТЦ Сфера , 2015.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.