Гендерное воспитание дошкольников в игре

мал и дев

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) является создание условий для его личностного развития, социализации и индивидуализации.
В этой связи проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста будет достаточно актуальной при организации педагогической работы в ДОУ.
Реализация задач по этому направлению осуществляется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и в формах, специфических для детей дошкольного возраста, то есть, прежде всего, в форме игры.

Содержание различного вида игр должно быть представлено разными элементами гендерной культуры:
— внешние различия мужчин и женщин (одежда, прически, доминирующие атрибуты);
— специфические виды деятельности (спорт, профессии, отдых, увлечения);
— особенности личностных качеств и поступков;
— правила взаимоотношений в быту, в общественных местах и т.д.

Наличие этих элементов позволит конкретизировать и дифференцировать представления мальчиков и девочек о перспективах и динамике собственного развития, о специфике семейных ролей, о взаимоотношениях людей разного пола.
Задача педагога — способствовать становлению устойчивого интереса детей к сфере гендерной культуры, становлению социально значимых ценностей и смыслов гендерного взаимодействия, формированию адекватных, соответствующих полу способов поведения.

Именно в игре дети могут увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки.
Например, детям младшего дошкольного возраста можно предложить дидактические игры «Оденем Машу на прогулку» и «Оденем Сашу на прогулку». Таким образом, рядом с куклой-девочкой появится кукла-мальчик, а дошкольники познакомятся с элементами женской и мужской одежды.

Педагоги знают, что девочки предпочитают спокойные игры на семейно-бытовые темы, а мальчики – активные игры с движениями. Поэтому в группе должны быть не только атрибуты игр «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», но и созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Полицейские» со всеми необходимыми аксессуарами и различной техникой, а также конструкторами, строительными наборами и инструментами. Если развивающая предметно-игровая среда организована с учетом гендерных особенностей детей, то она способствует более гармоничному развитию личности ребенка, его социализации и индивидуализации.

При совместном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей является организация совместных игр и игровых ситуаций, требующих эмоционального сотрудничества детей разного пола. В процессе таких игр дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями, то есть мальчики принимали бы на себя мужские роли, а девочки — женские.
Например, игра «Семья» объединяет детей разного пола для выполнения «обязанностей», характерных представителям одной из половины общества. Появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы, происходит усвоение детьми гендерного поведения.

Для обогащения представлений дошкольников о качествах мужественности, женственности и преодоления существующей разобщенности мальчиков и девочек можно организовать совместные игры. Например «Автосервис». Игровые роли мальчиков — водители, слесари-ремонтники, автомойщики; девочек – автозаправщицы, мойщицы, продавцы. Такое объединение игр детей разного пола способствует желанию играть вместе, сохраняя привлекательность ролей.

Организация подвижных игр также зависит от учета гендерных особенностей девочек и мальчиков. Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности (спортивные игры с метанием, бегом, лазанием), для девочек этого возраста подойдет режим средней двигательной активности (прыжки через скакалку, игры с мячом).

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.