Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Эксперимент-шоу»
для детей старшего дошкольного возраста
Романова Светлана Валентиновна,
воспитатель МБДОУ № 34,
г. Мурманск;
Левина Виолетта Геннадьевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 34,
г. Мурманск
Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о свойствах воды (отсутствие собственной формы, текучесть, вода может растворять вещества), объяснить детям необходимость очистки воды и процесс фильтрации.
2. Формировать навыки лабораторных опытов.
3. Активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия.
4. Формировать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, прививать бережное отношение друг к другу.
Предварительная работа: беседа о воде, её роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций, игры с водой, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулках.
Материал для занятия: вода в тазиках, прозрачные ёмкости разной формы, фильтровальная бумага, соль, сахар, растительное масло, модели свойств воды; предметы, плавающие и тонущие, предметы круглой и квадратной формы, «Капитошка» — мешок с водой.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Как много гостей в нашем зале! Давайте поздороваемся!
Музыкальный руководитель: Я здороваюсь везде: дома и на улице! Даже «здравствуй» говорю я соседской курице!
Давайте здороваться стихами:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
А ещё мы можем поздороваться песенкой. (Интонирование по руке).
Воспитатель: Сегодня по электронной почте в детский сад пришло сообщение. Но в электронной связи произошёл сбой — сообщение не прочитать. Может, вы сумеете мне помочь? (Разрезная картинка «Капелька», на ней сообщение «Жду в царстве воды»).
Воспитатель: Интересно, кто нас пригласил? Хотите отправиться в Царство воды? На чём можно отправиться в путешествие? (Версии детей).
Воспитатель: Есть у меня бумажный кораблик, давайте попробуем отправиться на нём. Спустить корабль на воду! Отдать швартовы! Попутного ветра! Ой!
Что случилось с нашим корабликом? Почему? Какой можно сделать вывод? (Кораблик намок, бумажный кораблик непрочный, рвётся, намокает)
Как же нам попасть в Царство воды? Давайте обратимся за помощью к Виолетте Геннадьевне (музыкальному руководителю).
Музыкальный руководитель (вносит колокольчики-капельки, кладёт на ладошки детям): Капельки необычные, музыкальные. С ними можно поиграть. Можно звенеть медленно и быстро. А как мы будем играть – нам подскажут карточки. (Моделирование различных музыкальных ритмов).
Пение песни «Капельки» с использованием моделирования.
Воспитатель: Давайте попробуем соединить наши капельки все вместе, капелька к капельке, получилось озеро (море, океан).
Вот мы и попали в волшебную страну Воды. Нас встречает Капитошка. Кто такой Капитошка?
Ответы детей: Житель Царства воды, сказочный герой, капелька воды.
Воспитатель: В царстве воды всё так интересно! Как вы думаете, есть ли вес у воды? Можете взвесить: тяжёлый или лёгкий Капитошка? (Дети делают вывод, что вода имеет вес, выставляется модель).
Воспитатель: Посмотрите сквозь Капитошку — можно что-то увидеть? Почему? (Дети делают вывод, что вода прозрачная, не имеет цвета, если она чистая, выставляется модель). Капитошка немного волшебник, хотите, он превратит прозрачную воду в цветную? Возьмите бутылки с водой, потрясите их, что получилось? Может быть, кто-то догадался, в чём секрет этого волшебства? (На крышке была краска).
Воспитатель: Посмотрите, что лежит на подносе? (Кубик, шарик) Что будет, если мы положим их на стол, на ладошку, опустим в стакан – изменят ли они свою форму? (Дети пробуют, делают выводы) Имеет ли вода форму? Давайте проведём опыт и ответим на этот вопрос. (Наливают воду в баночки разной формы, в блюдца. Выясняют, есть ли форма у Капитошки. Делают вывод, что вода не имеет формы. Выставляется модель.)
Воспитатель: Можно ли сказать, что вода вкусная? А какой вкус у воды? Если вода чистая, то она не имеет вкуса. (Выставляется модель).
Давайте проведём опыт, прежде всего, отгадайте загадки:
— Белый камень в воде тает. (Сахар).
— В воде родится, а воды боится. (Соль).
— Жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода. На сковороде шипит, пенится, брызгается. (Растительное масло).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет с отгадками, если мы положим их в воду. Что случилось с солью, сахаром? Почему они исчезли? Почему их не видно? Они не куда не делись — они растворились. Какой стала вода на вкус, как вы думаете? Кто самый смелый — попробует? Что произошло с маслом? Оно не растворилось, плавает на поверхности жёлтыми каплями. Как вы думаете, можно ли эту воду снова сделать чистой? Как? (Версии детей).
Опыт с фильтрованием воды. Вода стала чистой.
Музыкальный руководитель: А чистой воды вы не боитесь? Давайте споём такую песенку «Ой, лады, не боимся мы воды…». (Поют по фразам, на одном дыхании, поют с обыгрыванием).
Воспитатель: Послушайте, Капитошка хочет спеть вам свою песенку. (Булькает мешком с водой). Как можно назвать звуки воды? (Булькает, журчит, льётся).
Музыкальный руководитель: Давайте устроим для Капитошки водный оркестр. Вода может звучать по-разному, в зависимости от того, как с ней играть. Давайте повторим: «бульки», «шлепки» по воде, «водоворотики», «водопадики».
Дети под музыку играют с водой.
Воспитатель: Возьмите воду в руки, попробуйте удержать. Получается? Почему? Вода разливается, переливается, растекается, т.к. капельки воды держатся за руки, но не крепко. Поэтому вода в ручейках и реках свободно течёт. Давайте поиграем в музыкальную игру «Ручейки и озёра».
Музыкальный руководитель: Вспомните, на вступление музыки дети — озеро медленно поднимают руки, а дети — ручейки бегут только под свою песенку. Действуем по сигналу.
Воспитатель: Интересно было в Царстве воды? Скажите, для чего нужна вода? (Для питья, еды, для умывания, поддержания чистоты, для роста растений, для путешествий, для всего живого).
Вода наш добрый друг и помощник. Подарим Капитошке стихотворение?
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте.
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Капитошке так понравилось с нами путешествовать, что он приготовил подарок — чистую воду. Давайте угостимся и будем ждать новых встреч с нашим другом.
Вот водички попили — и в детском саду очутились.