В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы и фольклора. Для того, чтобы процесс восприятия был более осознанным и эмоционально осмысленным, педагог должен обогащать художественно-эстетический опыт детей новыми знаниями.
В частности, к таким знаниям можно отнести знакомство дошкольников с особенностями сказок. Наиболее яркими особенностями можно считать наличие у сказок присказки (зачина), концовки и речевых сказочных формул.
Присказка (зачин).
Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе.
Задача — подготовить ребенка к слушанию сказки, заинтересовать.
Например:
1. Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
2. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
3. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…
Концовка.
Концовка как и присказка ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности.
Например:
1. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
3. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Сказка обычно насыщена традиционными так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.
Например:
1. Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
2. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко мне передом.
3. Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
4. Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
5. Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.
Когда у детей будет в запасе знание многих сказок, можно провести образовательные ситуации, игры-задания, викторины на тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3 (прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.
Игры-задания, которые можно включить в подобные мероприятия:
1. Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
2. Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное, для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
3. Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
4. Что в дороге пригодится? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.
5. Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).
Творческие игры со сказками можно посмотреть в этой статье.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.