Знакомство со звуками [Л], [Ль]

Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений и обучению элементам грамоты
«Знакомство со звуками [Л], [Ль]»
для детей подготовительной группы с ОНР

Знойкина Валентина Ивановна,
учитель-логопед МБДОУ № 4,
г. Мурманск

Программные задачи:
1. Закрепить навык произношения звуков [Л], [Ль] в слогах, словах, фразах.
2.Развивать навыки в проведении звукового и слогового анализа и синтеза слов.
3. Совершенствовать навыки анализа предложений.
4. Развивать фонематический слух, внимание, память.
5. Развивать зрительное внимание и восприятие.
6. Воспитывать умение работать сообща и добиваться намеченной цели.

Материал:
«Букварик» — игровой персонаж, схемы слогов – карточки, зашумленные изображения предметов, предметные картинки со звуками [Л], [Ль], индивидуальные зеркала, изображения Лунтика в большом самолете и Лисенка в маленьком, мальчики-звуки в синей и зеленой рубашке с колокольчиком, схема слова – карточки, звуковые схемы слов, материал для работы с предложением – сюжетные картинки, полоски –для выкладывания схем предложений.

Ход занятия

Вводная часть
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел Букварик. Давайте поздороваемся и похвалим его. За что мы любим и ждем Букварика?
Ответы детей:
— Он учит нас слушать звуки и прислушиваться к ним.
— Приносит картинки.
— Дает задания сложные и не очень.
— Знакомит нас с буквами.
Логопед: Он предлагает нам поиграть в «Цепочку слов» — вспомним правило игры: первый игрок называет слово, а следующий игрок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук.
— А если нельзя придумать слово на последний звук?
Ответы детей:
— То придумываем слово на предпоследний звук.
Логопед: Играем… Молодцы! Садитесь на стульчики.

Основная часть
1. Логопед: Букварик торопился нарисовать побольше картинок и получилась путаница.

«Что ты видишь на картинке?»
На магнитной доске выставляется ватман с изображением зашумленных картинок. По мере называния изображений, логопед выставляет картинки на магнитной доске. Возможны варианты: если не видят какое-нибудь изображение, то можно загадать загадку.

Логопед: Ребята подумайте. Какой общий звук встречается во всех словах?
Ответы детей: Звуки [Л], [Ль].

2. Знакомство со звуком [ Л]. Характеристика звука
Логопед: Букварик к нам привел гостей. (На первой страничке из кармашка логопед достает картинки с изображением Лунтика на большом самолете и Лисенка на маленьком).
Логопед: Когда летел самолет Лунтика мы слышали звук [Л] (длительное произношение звука).
Произнесите этот звук. А теперь посмотрим в зеркало, как мы его произносим.
Ответы детей:
— Губы открыты.
— Между зубами расстояние.
— Язык находится за верхними зубами, упирается в них, воздух выходит по бокам языка.
— Горлышко «поет», подача голоса (контроль рукой).
Примечание: Если дети не могут объяснить положения органов артикуляции, то можно навести их на мысль методом ТРИЗ.
— Если мы сомкнем губы, то сможем ли произнести звук [Л]?
— Если закроем зубы, то сможем ли произнести звук [Л]?
— Если попробуем не упирать язык, и не пропускать голос, то сможем ли произнести звук [Л]?

Логопед: А самолетик Лисенка издавал такой звук – [Ль]. (Тоже рассматривается в зеркало уклад языка). При произнесении звука [Ль] язык более напряжен и приподнят, кончик языка активнее участвует в произнесении звука.
В конце подвести итог, вспомнить положение органов артикуляции при произношении звуков [Л], [Ль].
Логопед: Подождите, мальчики-звуки спорят, кто какую картинку заберет себе. Давайте им поможем. Сначала придумаем им имена (Лом, Леня).
Затем дети распределяют картинки, объясняя свой выбор полным предложением. (Например: Лопату отдам Лому, потому что в этом слове звук [Л] звучит твердо и т.д.)

3. Речевая зарядка.
Логопед: Поиграем с Лунтиком и Лисенком.
— Хлопки 1-2: Звуки [Л], [Ль].
— Шаги на слоги: вперед – назад (ла – ля, ло – лё…)
— Руки вверх-вниз: в словах звуки [Л], [Ль].

4. «Найди свое место»
Логопед: Ребята, вам выдает Букварик билет, на котором изображено синим или зеленым кружком положение места звука в слове: начало, середина или конец слова. На спинке стула крепится картинка, ребенок выбирает своё место, объясняя выбор.
Ответы детей:
— В слове лев звук [Ль] звучит мягко и находится в начале слова и т.д.
Логопед: Букварик предлагает вспомнить названия картинок, которые мы находили на картине. Картинки снова выставляются на панно.

5. «Найди загаданное слово». Звуковые схемы слов. Задача: определить последовательность звуков в словах. Логопед называет цвета, а дети выкладывают на столах кружки. Затем сверяются с образцом. Задания: а) рассмотри схемы слов; б) найди картинки, соответствующие звуковой схеме. (Луна, лама, мыло, лотос, салат, моль и т.д.)

6. «Лесенка»
Логопед: расставим по порядку картинки.
Где слова состоят из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

7. «Угадай по звукам слово»
Логопед называет только гласные звуки из слова. «[У] [А]»
— Луна и т.п.

8. Физкультминутка
(Имитация движений, соответственно словам. Интонационно выделять звуки Л и Ль .)
Зиму всю мели метели —
Клены, липы погрустнели…
А весной повеселели,
Птицы с юга прилетели –
Ветки лапками согрели.
Липы за руки взялись,
Липы ветками сплелись,
Ветер злится: «Повалю-ю-ю-ю-ю!!!
Я упрямых не терплю-ю-ю-ю-ю!!!
Дунул снова, что есть сил,
Но деревья с ног не сбил.

9. «Работа со схемой предложения»
Логопед: Рассмотрите картинки и составьте к ним предложения.
Перед детьми лежат сюжетные картинки. На столе стоит контейнер с материалами для составления схемы предложений.
Задача: составить предложение по двум опорным словам при задании из 4-х слов, 5-ти слов.
Задание: назови 1-е, 2-е и т.д. слово в твоем предложении.

10. Итог занятия

Логопед: Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня знакомились, какие задания для нас придумал Букварик. Что больше всего понравилось?

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.