Путешествие песчинки. Звуки [П-П’]. Буква П

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по коррекции фонематического восприятия
«Путешествие песчинки. Звуки [П-П’]. Буква П»
для детей шестого года жизни

Языковская Лариса Анатольевна,
учитель-логопед МКДОУ № 483,
г. Новосибирск

Задачи
Коррекционно-образовательные:
-закрепление четкой артикуляции и характеристики звуков [П, П`] ;
— формирование буквенного гнозиса;
— расширение и активизация словарного запаса;
— формирование умения составлять нераспространенные предложения.

Коррекционно-развивающие:
— развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа;
— развитие мелкой моторики;
— развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:
— воспитание культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам.

Оборудование: песочница, индивидуальные песочницы, магнитная доска, демонстрационная буква «П», обклеенная песком, слоговые кораблики, ракушка, камни, цветные символы звуков обклеенные песком.

Раздаточный материал: разноцветные мешочки с песком, пуговица, поезд, пипетки, емкости с водой, предметные картинки ( парус, платье, подушка, парашют, парусник, лопата, плот), буквы, обклеенные песком.
Средства ТСО: музыкальный центр.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент. Психогимнастика.
Учитель-логопед: Посмотрите, сколько разноцветных мешочков. Выберите себе тот, который вам больше нравится по цвету. Почему ты выбрал этот мешочек? Какие чувства он у тебя вызывает?
Ответы детей.
Изобразите радость, грусть, удивление. Посмотрите, что внутри. Какой песок на ощупь? А какого он цвета?
Возьмите щепотку песка, потрите пальчиками и почувствуйте каждую песчинку. Почувствуйте, какая она легкая. Сдуйте с ладошки песчинки в песочницу.

Раздается шум ветра.
Голос: Я — ветер могучий, я гоняю стаи туч. Я унес из вашей песочницы песчинку. Хотите вернуть песчинку в песочницу? Тогда вам нужно выполнить сложные задания. Вы готовы?

Раздается шум ветра.
Учитель-логопед: Ребята, ветер нас перенес в пустыню. Давно, давно, здесь был сказочный город, но ветер засыпал все песком. Хотите быть археологами? А кто такие археологи?

Развитие фонематического слуха
Учитель-логопед: Вам нужно отыскать то, что спрятано в песке. (Дети в песке ищут картинки и предметы, называют их.)
Какой первый звук в этих словах? А в слове пустыня, какой первый звук? Правильно звук [П], и мы с вами познакомились со звуком [П]. Когда мы говорим, губы создают преграду воздуху. Звук [П] согласный, твердый, глухой.
Кружком какого цвета будем обозначать звук [ П] на схеме?

Шум ветра.
Учитель-логопед: Ветер перенес нас на корабль, который плывет по морю. Вы стоите на палубе корабля, волны качают наш корабль, и мы тоже с вами качаемся.
Руки в сторону, качаемся вправо, влево.
Нарисуйте волны пальцем в воздухе.
Я буду называть звуки, а вам нужно соединить эти звуки и сказать, какой слог получился.
(Дети передают ракушку друг другу).
[П-У], [П-О], [П-А], [У-П], [А-П], [О-П].

Учитель-логопед: Посреди моря стоит волшебный остров, мы подплыли к острову. Давайте сделаем остров из песка. На острове живут разные картинки со звуком [П]. Определите, где спрятался звук [П] в словах: парусник, лопата, плот. (В начале слова, в середине). А в слове песок, какой первый звук.
Звук [П`] братец звука [П]. Он согласный мягкий, глухой. Обозначать мы будем мягкий звук зеленым цветом.

Поиграем в игру «Хлопни, топни». Если услышим звук [П] — хлопнем в ладоши, а если услышим звук [П`] топнем.
— на уровне звука: т б п в н п` к п л ;
— на уровне слога: та, па, ба, пи, пы, ап, ан, ма;
— на уровне слова: палка, пила, балка, пена, пол, кот, коса;

Учитель-логопед: Ребята, на корабле, на котором мы приплыли к острову, служит кок. А вы знаете, кто такой кок. В слове повар есть звук [П] ? А в слове кок?

Составление предложений
Придумать предложение со словами: повар, суп.

Звуковой анализ слова СУП
3 ребенка составляют на доске схему, 3 ребенка выкладывают камни на острове.
Положить столько камней на остров, сколько в слове суп звуков.
Составить схему слова СУП.
Посмотрите сколько камней на острове?
Сколько звуков в слове СУП?
Сколько гласных?
Сколько согласных?
Сколько слогов?

Слоговой анализ
Поставить кораблик на остров с одним или двумя иллюминаторами.
В слове суп сколько слогов?
А в слове повар?

Шум ветра
Ветер перенес нас в осенний лес.
Что растет в лесу?
Листья на деревьях, какого цвета?

Образование относительных прилагательных
Поиграем в игру «Назови, какой?»
Лист березы — (березовый);
Лист рябины — (рябиновый);
Лист дуба — (дубовый);
Лист сосны — (сосновый);
Лист клена — (кленовый);

Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат — шелестят,
Будто опять закружиться хотят.

Загадка
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Ответы детей).

Учитель-логопед: Верно, дождь. Осенью часто идет дождь. А после дождя земля какая? А если сухой песок полить водой, какой станет песок?

Развитие мелкой моторики рук
Я вам предлагаю превратиться в тучки и полить песок.
Возьмите пипетки и накапайте воду в песок.

Знакомство с буквой П
Ребята, чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами)
Сейчас я вас познакомлю с буквой П.
Из каких элементов состоит буква П. (Из палочек)
Сколько палочек в букве П?
Проведите пальцем по поверхности буквы П.
Слепите пальцами букву П из песка.
Рядом слепите букву А из песка. Прочитайте, какой слог получился?
А если к слогу ПА добавить слог ПА, какое слово получится?

Появляется песчинка.
Песчинка: Здравствуйте ребята, я песчинка, вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Скажите, от какого слова образовалось слово «песчинка»?
А какие вы еще знаете слова, которые образовались от слова песок?

Голос: молодцы! Так и быть, помогу вам вернуться домой.
Шум ветра.
Учитель-логопед: Ребята, мы с вами вновь в своем родном деском саду.
Какие звуки мы изучали? (Ответы детей).

Песчинка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне вернуться домой. Я вам приготовила подарок.
Награждение детей медалями.
Учитель-логопед: Спасибо, песчинка. Спасибо, ребята, занятие окончено.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.