Гласные звуки

Конспект логопедического занятия
по теме «Гласные звуки»
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Харитонова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.

Задачи:
— формировать умение слышать и выделять гласные первого ряда;
— развивать длительный непрерывный ротовой выдох;
— развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения;
— воспитывать бережное отношение друг к другу.

Оборудование: зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; звуковой домик; карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Артикуляционная гимнастика
Сказка о веселом язычке
Учитель-логопед: Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались. (Дети открывают и закрывают рот).
Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом налево (выполняют упражнение «Часики»), потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка»). Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл в домик и закрыл за собой дверь.
Дома язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики»). Котенок потянулся и лег спать. А на дворе солнышко спряталось за тучки, стало прохладно, послышалось сердитое «з-з-з». Как вы думаете, кто это был?
Дети: Комар.
Учитель-логопед: Большой комар пел: з-з-з, а маленький ему подпевал: з΄ — з΄ — з΄.

Гимнастика для рук (су-джок)
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» —
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По столу (руке) круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает –
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой –
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!

Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные башмачки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы.
Учитель-логопед: Закройте глаза и пощупайте башмачок. Что спряталось в нем?
Дети: Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы].
Учитель-логопед: Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия?
Дети: Гласные звуки и буквы.

Игра «Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
— Смотри, полетели! Как живые! Теперь вы попробуйте подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова

Игра «Угадай звук»
Учитель-логопед показывает артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют.

Логоритмика
Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением:
[а] – руки плавно разводят в стороны;
[о] – руки поднимают вверх в виде овала;
[у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; указательный вытягивают вперед;
[и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы сжимают в кулачок, указательный вытягивают вперед;
[ы] – пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу».

Игра «Самый внимательный и быстрый»
Дети получают карточки.
Учитель-логопед: Внимательно рассмотрите буквы. Вычеркните только гласные: АВЩБЭУКЩСЫФТПЭКОТИЭНУАМ.
Дети выполняют.
Учитель-логопед: Посмотрите на вычеркнутые буквы. Какая из них лишняя? Почему?
Дети: Гласная и, потому что она из второго ряда.

рассели картинкиИгра «Рассели картинки»
По комнате разложены «домики» с гласными буквами а, о, у, ы. Дети их находят и называют. Затем вытягивают себе по четыре карточки с картинками (дом, стол, мак, жук, рак, дым, кот…).
Учитель-логопед: Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.
Дети выполняют, проверяя правильность расселения картинок.
А теперь припомните и назовите картинки, которые вы раскладывали.
Дети выполняют.

Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии)
Дети встают в кружок.
Учитель-логопед: Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.) А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на нее.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
Итог занятия
Учитель-логопед: Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?
Дети отвечают.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.