Гласные звуки

Конспект логопедического занятия
по теме «Гласные звуки»
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Харитонова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.

Задачи:
— формировать умение слышать и выделять гласные первого ряда;
— развивать длительный непрерывный ротовой выдох;
— развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения;
— воспитывать бережное отношение друг к другу.

Оборудование: зеркала; предметные картинки; «волшебные» башмачки (вязаные пинетки); пластмассовые гласные буквы; звуковой домик; карточки с рядом букв (гласных и согласных).

Артикуляционная гимнастика
Сказка о веселом язычке
Учитель-логопед: Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались. (Дети открывают и закрывают рот).
Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом налево (выполняют упражнение «Часики»), потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка»). Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл в домик и закрыл за собой дверь.
Дома язычок напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики»). Котенок потянулся и лег спать. А на дворе солнышко спряталось за тучки, стало прохладно, послышалось сердитое «з-з-з». Как вы думаете, кто это был?
Дети: Комар.
Учитель-логопед: Большой комар пел: з-з-з, а маленький ему подпевал: з΄ — з΄ — з΄.

Гимнастика для рук (су-джок)
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» —
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По столу (руке) круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает –
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой –
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!

Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные башмачки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы.
Учитель-логопед: Закройте глаза и пощупайте башмачок. Что спряталось в нем?
Дети: Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы].
Учитель-логопед: Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия?
Дети: Гласные звуки и буквы.

Игра «Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
— Смотри, полетели! Как живые! Теперь вы попробуйте подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова

Игра «Угадай звук»
Учитель-логопед показывает артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют.

Логоритмика
Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением:
[а] – руки плавно разводят в стороны;
[о] – руки поднимают вверх в виде овала;
[у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; указательный вытягивают вперед;
[и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы сжимают в кулачок, указательный вытягивают вперед;
[ы] – пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу».

Игра «Самый внимательный и быстрый»
Дети получают карточки.
Учитель-логопед: Внимательно рассмотрите буквы. Вычеркните только гласные: АВЩБЭУКЩСЫФТПЭКОТИЭНУАМ.
Дети выполняют.
Учитель-логопед: Посмотрите на вычеркнутые буквы. Какая из них лишняя? Почему?
Дети: Гласная и, потому что она из второго ряда.

рассели картинкиИгра «Рассели картинки»
По комнате разложены «домики» с гласными буквами а, о, у, ы. Дети их находят и называют. Затем вытягивают себе по четыре карточки с картинками (дом, стол, мак, жук, рак, дым, кот…).
Учитель-логопед: Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.
Дети выполняют, проверяя правильность расселения картинок.
А теперь припомните и назовите картинки, которые вы раскладывали.
Дети выполняют.

Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии)
Дети встают в кружок.
Учитель-логопед: Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.) А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на нее.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
Итог занятия
Учитель-логопед: Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?
Дети отвечают.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

8 комментариев к записи “Гласные звуки”

  1. елена:

    Здравствуйте Бела Геннадьевна!Большое вам спасибо за оказанную грамотную методическую помощь в разных вопросах.я учитель — логопед.Прошу вас оказать помощь в правильности формулирования темы , цели, и задач по самообразованию на аттестацию. Честно, запуталась.
    Какую формулировку темы по лучше оставить (я склоняюсь ко второй).
    «Автоматизация и дифференциация звуков у воспитанников с общим недоразвитием речи посредством игр и игровых упражнений» или
    средствами игровых технологий .«Автоматизация и дифференциация звуков у воспитанников с общим недоразвитием речи посредством
    игровых технологий «.

    Цель: Развитие (формирование)правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи посредством игровых технологий.
    Задачи:
    3. Повышение (психолого-) педагогической культуры родителей в вопросах формирования звуковой культуры речи, фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
    1. Создание условий и системы игр и игровых упражнений для развития звуковой культуры речи, фонематического слуха.
    2. Способствовать развитию навыков правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи в процессе использования игровых технологий (как средство мотивации к речевой активности).

    Я Вам заранее очень благодарна, т.к. обратиться больше не к кому. В результативности остановиться на каких конкретных компонентах (звукопроизношения, фонематический слух).Спасибо Вам огромное!!!

    • admin:

      Елена, Вы соединили два направления: Первое — ЗКР, второе — автоматизацию с дифференциацией. Оставьте что-то одно.
      У Вас формулировка темы на автоматизацию и дифференциацию. А задачи в большей степени на ЗКР. Попроще (полегче) будет тема на ЗКР. Тогда предлагаю изменить тему. Можно так: Формирование звуковой культуры речи у воспитанников с общим недоразвитием речи посредством игровых технологий. Тогда цель и задачи подойдут. Я их подкорректировала.
      В цели напишите «формирование», так методически правильнее. ЗКР мы формируем.
      Задачи: 1. Создать условия для формирования звуковой культуры речи у воспитанников с ОНР. 2. Способствовать формированию правильного звукопроизношения в процессе использования игровых технологий. (Не нужно дополнять про мотивацию). 3. Повышение психолого-педагогической … (далее по тексту и убрать про фонематический слух).

  2. елена:

    Уважаемая Бэла Геннадьевна! Огромное вам спасибо за помощь! Скажите пожалуйста, а вы бы помогли помочь с написанием аттестационной работы?

  3. елена:

    Уважаемая Бэла Геннадьевна! Огромное вам спасибо за помощь! Скажите пожалуйста, а вы бы помогли помочь с написанием аттестационной работы?
    Извините, в предыдущем комментарии неверно указала почту.

  4. елена:

    Извините, в предыдущем комментарии неверно указала почту.

  5. елена:

    Ответ пришлите на эту почту, пожалуйста. Заранее благодарна!

  6. елена:

    Бэла Геннадьевна спасибо Вам большое! Очень жду ответа и вашей помощи!