Лабораторные опыты
«Путешествие капельки»
для детей 4-5 лет
Брылёва Анастасия Александровна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Программное содержание:
- Сформировать у детей знание о значении воды в жизни человека.
- Учить умению устанавливать причинно-следственные связи. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей). Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?
Дети: Да!
Подходим к большому цветку. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Педагог подходит к растению и говорит детям: «Ребята, посмотрите, что это такое на листике?». Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.
Дети: Капелька.
Педагог: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее). Дети, капельку зовут Капитошка. Что ты здесь делаешь, Капитошка? Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду. Дети, покажем Капитошке, где живут ее сестрички-капельки. (Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода).
Педагог: Ребята, а давайте расскажем капельки где в природе можно встретится с водой. Но чтоб нам было удобнее, нужно стать такими же, как капелька, — маленькими. Для этого вспомним волшебную считалочку-превращение:
Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.
Педагог: Ну вот — мы теперь такие же капельки и можем рассказать, где мы живем в природе!
Дети читают стихи:
Заглянул под камни солнечный лучик,
Бьется и журчит там маленький ключик.
Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами играя, прохладный ручеёк.
А за поворотом, тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая река.
В горах рождаясь, речки покидают горы,
Если поплывешь по ним, то увидишь море.
Над океаном жаркое солнце припекает,
Капельки с поверхности быстро испаряет.
Вместе стали капельки пушистыми слегка,
Это проплывают по небу облака.
Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь черную грозовую тучу.
Облака и тучи рисовал художник,
На него из тучи проливался дождик.
Вечерело. Холодало. Было видно далеко.
А под утро на поляны кто-то пролил молоко.
Может это все обман? Это утренний туман.
Маленькие бусинки на траве в лесу.
Наклонись к листочку и испей росу.
Стали дни короче, ночи — холодней,
Наступает осень и зима за ней.
Где зимует дождик? Мне ответь, дружок!
А ответ подскажет беленький снежок.
Педагог: Вот мы и рассказали нашей Капитошке, где живет вода в природе! Вода — одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно познакомимся с ее свойствами.
Педагог: Посмотрите на ваших столах стоят стаканчики с водой — давайте понюхаем… Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет запаха.
Педагог: А теперь сквозь воду в стаканчике посмотрим на наши игрушки…Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет цвета!
Педагог: А теперь перелейте воду из стакана в блюдце…Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет формы!
Педагог: А еще вода — это растворитель! В ней можно растворять различные вещества!
Опыт: 3 стакана с водой,
-в первом растворяем сахар;
-во втором – муку;
-в третьем – масло.
Вывод: сахар растворился полностью; мука осела на дно; масло совсем не растворилось.
Педагог: А теперь, давайте поговори о состояниях воды (парообразное, жидкое, твердое).
Игра «Три состояния воды»
После игры дети делают выводы:
— Когда вода находится в виде пора, связей между частичками воды практически нет, каждая из них движется как будто сама по себе.
— В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие и эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы.
— А когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии — это лед, имеющий свою форму.
Педагог: Вот посмотри, Капитошка, сколько дети всего знают о воде, и где она есть дома и в природе, и о её свойствах, и о ее состояниях!