Родина

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Родина»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Брылёва Анастасия Александровна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

 Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов. Воспитывать любовь к Родине, развивать гражданско-патриотические чувства.

Материалы: Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.   

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.) Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна).

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

Стихотворение:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. (Жить — Родине служить. Родина поучает — Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и др.)

– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Давайте  подойдем к глобусу (что такое глобус?) и покажем, где находится Россия! Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. А на каком материке она находится? (Евразия).

Воспитатель: А какие еще материки вы знаете? (Австралия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида). Все материки омывают океаны. На глобусе они обозначены… каким цветом? (Синим). Какие океаны вы знаете? (Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский, Южный). И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России. Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.

(Звучит музыка «Паровоз».)

Воспитатель: Станция называется «Государственная». Назовите столицу России. (Москва.) А кто прочитает стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя

В России городов не счесть,

У них особенные лица,

И самый главный город есть

Москва — прекрасная столица.

Воспитатель: А кто управляет страной? (Президент).

Самый главный документ

Кто подпишет? Президент!

У него серьезный вид —

Он страной руководит.

Президентом нашей страны является…? (В.В. Путин)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн).

– Молодцы! А кто прочитает стихотворение о флаге?

Стихотворение:

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

— У нас в стране есть и другие прославленные флаги. Какие? (Знамя Победы, Андреевский флаг — символ военно-морского флота). Покажите?

Воспитатель: Еще один главный символ страны — это… (герб). Кто знает стихотворение про герб?

Стихотворение:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Расскажите, что изображено на гербе нашей страны?

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн — это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя, в гимне кого или что-нибудь прославляют.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Ребята, но Москва столица нашей родины сейчас, а раньше была другая столица. Как она называлась? (Санкт-Петербург). Это один из красивейших городов мира. Самая главная река — Нева! (Нева, как рубашка, на город надета …).

Воспитатель: А какое дерево является символом России? (Березка).

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу. А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

Воспитатель: Станция называется «Географическая». Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА). Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.

  1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА).
  2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА).
  3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА).
  4. Река в городе Новосибирске. (ОБЬ).

Воспитатель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш). Еще в нашей стране очень много городов. Из них есть города-герои. (Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Тула, Смоленск, Волгоград и Новороссийск). Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется «Географическая». Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

Воспитатель: Мы приехали на станцию «Историческая».

Стихотворение:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

  1. Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям).

– Следующая загадка.

  1. Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (Гжель).

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите — какая красота.

  1. Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома).

  1. Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Золотые ворота». (Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка).

Игроки-ворота читают стихотворение, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй — запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Воспитатель: «Если дружба велика – будет Родина крепка». Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.