Моя родина – Россия

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Моя родина – Россия»
для детей старшего дошкольного возраста

Михайлютенко Наталья Викторовна,
воспитатель МКДОУ № 165,
г. Новосибирск

Программные задачи:
1. Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о городе Новосибирске.
2. Систематизировать знания детей о символике государства.
3. Закрепить названия народных промыслов.
4. Развивать память, коммуникативные навыки.
5. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Предварительная работа:
1. Беседы о российской символике.
2. Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.
3. Рассматривание иллюстраций о Москве.
4. Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.
5. Оформление уголка «Мой город», рассматривание иллюстраций «Достопримечательности Новосибирска», чтение стихов.
Дидактические игры: «Найди герб (флаг) России», «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Угадай роспись».
Материал: Флаги и гербы разных стран, герб и флаг Новосибирска и Новосибирской области, гимн России и Новосибирска, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В.В. Путина, картинки с изображением: Москвы, берёзы, матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушкой, презентация: «Достопримечательности нашего города»

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы сегодня готовы узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным? (Мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край).
Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может прозвучать в стихотворении.

Стихотворение:
Много мам живёт на свете
Всей душой их любят дети
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
«Родная мамочка моя»
Воспитатель: А давайте нежно и ласково скажем слово: «Родная мама».

Стихотворение:
Рано утром детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки без ребят
В уголке скучают!
Красный мяч, синий мяч,
Куклы, медвежата,
Детский сад!
Родной наш сад!
Любят все ребята.
Воспитатель: А теперь все радостно скажем: «Родной наш сад».

Воспитатель: Вот как по-разному может звучать одно и то же слово. «Родная сторона» — как вы думаете, что это? «Родная сторона» — это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное. Такое место по-другому ещё называют «Родина». Послушаем стихотворение:

Стихотворение: «С чего начинается Родина» М. Матусовский
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас ничего не отнять
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). Правильно — это Россия. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная). Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто из вас знает пословицы о Родине?
1. Жить – Родине служить.
2. Родина поучает – Родина выручает.
3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
4. На чужой сторонушке рад родной воронушке.
5. Нет краше земли, чем Родина наша.
6. Родина – мать, умей за неё постоять.
7. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
8. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
9. На чужой стороне и летом холодно.

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. Посмотрите, как пишется это слово. (На доске выкладывается слово из букв «Россия»).

Стихотворение:
Россия. Как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Вокруг моря, сады и горы,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю всё то, что называют
Одним широким слово Русь

Воспитатель: А как можно сразу увидеть всю страну? (На глобусе, на карте). А теперь подойдём к карте. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России).
Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом — начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

Вопросы воспитателя:
— В каких двух частях света расположена Россия? (Европа и Азия).
— Как называется главный город страны?
— Назовите столицу России.
— А кто прочтет стихотворение о Москве?

Стихотворение:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башня Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя! (Рассматривание картинок о Москве).

Вопросы воспитателя:
— А кто знает, кто является президентом нашей страны? (Путин В.В).
— У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы. Назовите их? Зачем они нам нужны?
— Сегодня мы ещё раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.
— Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.
— Как мы должны слушать гимн России? (Стоя).
— Наш гимн написали композитор Александров и поэт Сергей Михалков. (Звучит гимн России).
— Когда включают гимн? (На торжественных мероприятиях, на соревнованиях).
— А сейчас найдите герб нашей страны? (Раскладываются изображения гербов, дети находят герб России).

Стихотворение о гербе:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад. На восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.

Воспитатель: Найдите флаг нашей страны.
Стихотворение о флаге:
Белый цвет – берёзка,
Синий — неба цвет,
Красная полоска – Солнечный рассвет.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысяча ладошек. (Дерево).
Воспитатель: Правильно это дерево. Из чего состоит дерево?
— А какое дерево символизирует Россию? (Берёза).
— Россия – это самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом, для … (перечислить птиц, животных, назвать ягоды, грибы.)

Воспитатель: А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это – берёзы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Руки согнули назад.

Воспитатель: Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно-прикладного искусства.
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки:
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрёшки).

Это роспись просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком… (Гжель).

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома).

Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски… (Дымковская игрушка).

Воспитатель: Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наш родной край, это наша малая Родина.
— Как называется город, в котором мы живём?
— А мы с вами кто?
— У нашего города есть своя символика. (Показываю герб и флаг Новосибирска). Послушаем песню о нашем родном городе (гимн Новосибирска).
— На какой реке расположен наш город? (Обь).
— Какие места вам нравятся в родном городе?
Воспитатель: Понравилось ли вам то, чем мы сегодня занимались? Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.