Птицы

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Птицы»
для детей старшего дошкольного возраста

Михайлютенко Наталья Викторовна,
воспитатель МКДОУ № 165,
г. Новосибирск

Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах.
2. Формировать умения создавать объёмную фигуру, конструировать из предложенного материала.
3. Закреплять изученные приемы шитья стежками.
4. Развивать художественный вкус и творческие способности.
5. Воспитывать в детях чувство доброты, внимательное отношение к близким людям, любовь к природе, к родному краю через ручной труд.

Оборудование: запись «Птичьи голоса», квадраты двух размеров (10х10см и 5х5 см) из синтепона, обрезки синтепона (для формирования хвостика и крыльев), иголки, нитки, клей ПВА, деревянные заготовки элементов кормушки, молотки и отвертки (на каждого мальчика), гвозди и шурупы.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц поздней осенью. Беседы о кормах для птиц, заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время. Рисование и выполнение аппликации по теме «Птицы». Знакомство с материалами энциклопедий. Экскурсия в парк и на зерносклад.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

В занятии принимают участие родители детей (бабушка Анастасьюшка и дед Андрей). Занятие проводится в музыкально-спортивном зале.
Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке Анастасьюшке. В углу зала оборудована русская изба: печка, возле печки поленья, ухват. Постелен половик. На печке стоят чугунки, решето, где сушится зерно. К занавеске прикреплено «окно», к которому прилетели птицы. У печки сидит бабушка и перебирает крупы.
Воспитатель приглашает детей в зал, знакомит детей с бабушкой. Дети здороваются.

Бабушка: Что-то на улице прохладно. Запамятовала я, какой же месяц на дворе? (Ответы детей).
Дети обращают внимание на окно, к которому подлетели птицы. (Включается запись с птичьими голосами).
Бабушка: Что это птички расчирикались? Что случилось? (Подводит детей к ответу: на улице стало холодно и мало корма для птиц).
Воспитатель: Дети, на какие две группы мы делим птиц?
Ответы детей: Зимующие и перелетные.
Воспитатель: Чем эти птицы отличаются? Почему некоторые птицы покидают родные места? Правильно, ребята. Есть птицы, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть у нас около садика круглый год. Назовите зимующих птиц.
Ответы детей: Сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби.

Воспитатель: Да, ребята, правильно, эти птицы будут зимовать вместе с нами. Но есть птицы, которые собираются в стаи или улетают в одиночку (кукушка) в теплые края. А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Ответы детей: Перелетные.
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: Ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?
Ответы детей: Клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.
Воспитатель: А как эти птицы называются?
Ответы детей: Кочующие.

Воспитатель: Ребята, хотите, мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы». Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.

Бабушка: Кто это подает голос за окном?
Дети: Это голоса птиц.
Бабушка: А вы можете определить птицу по голосу? Ко мне прилетели мои друзья. Давайте по голосу определим птицу и найдем ее изображение.

Проводится игра «Найди по голосу»

При нахождении картинки с изображением птиц бабушка Анастасьюшка загадывает детям загадки о птицах (не всегда о той птице, которая изображена на картинке).
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички — … (ласточки).

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (Дятел).

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли).

Кто такой весенним днем
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов —
Маленьких таких птенцов? (Ласточка).

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).

Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка).

У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (Сова).

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).

Открывается дверь, появляется дедушка.
Дедушка: Сколько, Анастасьюшка, у нас гостей сегодня. А чем это вы занимаетесь? (Ответы детей) Молодцы, много вы о птицах знаете. А какое время года наступит за осенью? (Ответы детей) Правильно, придут морозы, наметет зимушка-зима снега, скроет всю землю. А чем же птицы будут питаться? Чем мы сможем им помочь?
Ответы детей: Птиц нужно подкармливать.
Дедушка: А где же мы будем птиц кормить? Правильно, вот и давайте смастерим для птиц столовую. Предлагает мальчикам пройти с ним в мастерскую.

Бабушка: В длинные осенние вечера, когда все уже убрано на огороде и в поле, собирались женщины в какой-нибудь избе и занимались рукоделием – кто вязал, кто шил да штопал, кто прял. А мы сегодня с вами изготовим птичек. (Приглашает девочек изготовить игрушечных птиц).
Дедушка с мальчиками изготавливают кормушку, а девочки с бабушкой – птичек.
До начала работы дети совместно с руководителями вспоминают правила техники безопасности при работе с иголкой и ножницами, молотком и гвоздями, отверткой.

Бабушка: А чем же мы зимой будем птиц подкармливать?
Ответы детей:
— Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
— Овес едят овсянки, воробьи, синицы.
— Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
— Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все птицы.
— Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
— Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
— Сырое сало – лакомство для синиц, поползней и дятлов. Сало подвешивают на ниточках за окном или в кормушках.

Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались?
Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах, мастерили новую столовую для птиц.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие группы делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать. Бабушка Анастасьюшка помогла нам сделать игрушечных птиц, а дед Андрей — изготовить новую кормушку для птиц, которую мы повесим на рябину и будем зимой подкармливать птиц. Давайте поблагодарим их и пригласим в гости на день птиц 22 октября. А птичек, которых изготовили девочки, мы подарим младшим ребятам на празднике птиц.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.