Такие разные растения

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Такие разные растения»
для детей старшей группы

Михайлютенко Наталья Викторовна,
воспитатель МКДОУ № 165,
г. Новосибирск

Задачи:
1. Способствовать построению моделей, отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги).
2. Формировать умение рассказывать по сюжетным картинкам.
3. Развивать экологические представления.
4. Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
5. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками.

Материал
Демонстрационный: природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки.
Раздаточный: тетради, карандаши.
Методические приемы: наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Бабушка-Загадушка загадывает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответы детей: Комнатные растения.
Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.

Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы: с крупными листьями и с колючками.
Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:
1. У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные –
В них окошечки сквозные. (Монстера).
2. Всю зиму и все лето
В красное платье одета. (Бегония).
Ответы детей: К группе растений с крупными листьями.

3. Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ).
4. На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус).
Ответы детей: К группе растений с колючками.

Бабушка-Загадушка предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями, (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.
Ответы детей: Мокро, холодно.
После высыхания воды Бабушка-Загадушка и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.
Далее детям предлагается проблемная ситуация: чего нам хочется, когда жарко (воды). Проводится аналогия с растением — когда жарко — растение много пьёт.
Бабушка-Загадушка: Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды, (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).
Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её, (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки).

Бабушка-Загадушка просит детей подумать: Много ли воды у нас, в нашем климате?
Ответы детей: Много.
Бабушка-Загадушка: Жарко ли у нас?
Ответы детей: Нет.
Бабушка-Загадушка: Какой же лист будет у растений средней полосы?
Ответы детей: Обычный.
Бабушка-Загадушка: Почему?
Ответы детей: Не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить.

Бабушка-Загадушка обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой — маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.

Физкультминутка «Цветы»

Далее детям предлагается зарисовать в тетрадях «картинки», которые рассказывают, как влияют условия жизни на строение листа растений, используя условные изображения.
Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).
Много воды, высокая температура – крупный лист.
Мало воды, высокая температура – лист – колючка.
Много воды, температура низкая – лист обычный.

Мих1Итог занятия
Бабушка-Загадушка играет с детьми в игру «Что перепутал художник?»
Цель игры: Обогащать образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Бабушка-Загадушка: Мне кажется, что художник, что-то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?
Бабушка-Загадушка предлагает проанализировать ситуацию, изображенную на рисунке, объяснить её нелепость. Затем придумать по картинке веселый рассказ.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.