Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме «Деревья. Лес»
для детей старшей группы
Котова Светлана Витальевна,
МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Задачи:
1. Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.
2. Закрепить обобщающее понятие “деревья”.
3. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с деревьями. А какие деревья вы знаете? Где растёт много деревьев?
II. Знакомство с темой
Воспитатель: Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
Воспитатель: Не зря деревья называют зелёными легкими планеты. Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена. Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад.
— Деревья бывают лиственными.
— Почему их так называют?
— Назовите лиственные деревья.
— Бывают и хвойные деревья.
— Почему их так называют?
— Назовите хвойные деревья.
— Посмотрите на деревья.
— Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?
— Для чего дереву нужны корни?
— Для чего нужна кора на стволе?
III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом «Какой лист?»
— Лист берёзы – берёзовый лист.
— Лист дуба – дубовый лист.
— Лист липы – липовый лист.
— Лист осины – осиновый лист.
— Лист клёна – кленовый лист.
— Лист тополя – тополиный лист.
— Лист рябины – рябиновый лист.
— Хвоя ели – еловая хвоя.
— Хвоя сосны – сосновая хвоя.
IV. Загадки
1. Весной роняет слёзы белая (берёза).
2. Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая (липа).
3. Если дует ветерок, задрожит её листок (осина).
4. В каждый дом под новый год это деревце придёт. Зелёная и колкая оно зовётся (елкою).
5. Прилетают в гости к ней стайка алых снегирей. По веткам они снуют, красны ягоды клюют (рябина).
6. Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель).
7. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево).
V. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”
— Клён, рябина, ель, тюльпан.
— Берёза, дуб, шиповник, тополь.
— Ель, смородина, рябина, дуб.
— Осина, липа, ель, клубника.
— Малина, клён, сосна, тополь.
VI. Заключение
Воспитатель: О чём сегодня говорили? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?