Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Аптечка доктора Айболита»
для детей подготовительной группы
Говорунова Жанна Александровна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
Задачи:
— расширить знания о применении и пользе лекарственных трав;
— закрепить знания о применении лекарственных растениях;
— воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью;
— расширять словарный запас детей.
Материал:
— гербарий лекарственных растений;
— ягода малина;
— разрезные картинки лекарственных трав.
Предварительная работа:
Беседы о лекарственных травах, рассматривание DVD альбомов «Растения Сибири», чтение художественной литературы, продуктивная деятельность с использованием природного материала.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Звучит песня О. Дмитриевой «Цветы — небывалой красоты». Дети входят в группу. Их встречает воспитатель:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем громко «Здравствуйте». Ребята, а кто знает, что обозначает слово «здравствуйте»?
Ответы детей.
— Спасибо ребята, за ваши ответы.
Но давным-давно на Руси, когда при встрече люди говорили «здравствуйте», они желали друг другу здоровья. Вот и мы с вами пожелали друг другу здоровья.
Скажите ребята, а что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ответы детей.
— Молодцы! Я сейчас загадаю вам загадку, а вы мне ответите, какой гость к нам сейчас придет.
Загадка:
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Правильно ребята. Это добрый доктор Айболит. (Входит Айболит) Дети, а кто знает про него стихотворение?
Даша читает отрывок из сказки К.И. Чуковского « Айболит».
Айболит: «Спасибо ребята, что вы меня узнали, и стихотворение обо мне рассказали. А я вас за это познакомлю со своей волшебной аптечкой. Давным-давно в мире не было ни лекарств, ни микстур, ни таблеток, но зато росло много разнообразных лекарственных растений, которые помогали от всяких хворей и болезней. Вот я и хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Лес, как сказочное царство
Там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Айболит: Ребята, вы очень любите бегать, прыгать и часто падаете. И поэтому у вас часто появляются ранки. Первое целебное растение, которое вам необходимо при ссадинах и царапинах.
Отгадайте что это:
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
Дети: Подорожник.
Айболит: А где он растет?
Дети: Вдоль дорог.
Айболит: А вот следующее растение. Вы все его знаете и любите, а еще по нему очень любят гадать.
Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Что это?
Дети: Ромашка
Айболит: Правильно это ромашка. Из этой целебной травки делают отвар и лечат больное горлышко.
А вот и следующая травка
Злая как волчица
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же … (крапива)
Ребята, а вы знаете, чем она полезна?
Ответы детей.
Айболит: Правильно. Настоем крапивы моют голову, а ранней весной из нее варят щи.
Игра «Береги ручки, ножки и т.д.»
Айболит: А в этом растении много витаминов, в нем полезно все и цветочки, из которых варят весной первое варенье и листики, из которых делают салат. Догадались, о чем идет речь? Тогда отгадывайте загадку :
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик)
Айболит: А вот что говорит про себя самый первый весенний цветок:
Я знаменита не цветами
А необычными листами
То твердыми, холодными
То мягкими и теплыми. ( Мать и мачеха)
Айболит: А вы знаете, чем полезен этот цветок? Нет? Тогда знайте, из него делают отвар и пьют, как чай от кашля.
Воспитатель: Спасибо, вам Айболит за знакомство с такими целебными травами.
А сейчас сюрприз. Закрывайте глазки (положить в рот ягоду). Что это за ягода, отгадайте.
Красненька Матрешка
Беленько сердечко
Что из нее варят?
Дети: Малиновое варенье.
А кто ел его, какое оно по цвету, по вкусу?
Ответы детей….
Воспитатель: Малиновый чай помогает при простуде, снижает температуру. Значит, какой он? (полезный, лекарственный, целебный)
Игра « Угадай растение» (переворачивая картинку, дети угадывают)
Воспитатель: Молодцы! Дети, лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому летом запасают лекарственные растения (травы).
Айболит: Только собирать их надо правильно:
— нельзя пробовать ягоды и плоды, можно отравиться;
— нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут;
— после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, на них много пыльцы и грязи.
Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.
Природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.
Воспитатель: А сейчас давайте поблагодарим Доктора Айболита и исполним русский народный танец «Калинка-малинка».
Айболит: Спасибо! Мне пора возвращаться к своим больным зверятам, а вам желаю быть здоровыми и никогда не болеть. На память об этой встрече дарю вам эти ребусы и кроссворд о лекарственных травах.