Конспект образовательной деятельности
«Перелетные птицы»
для детей подготовительной группы
Арутюнян Лиана Альбертовна,
воспитатель МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.
Реализация содержания программы в образовательных областях: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие;
Цель: привлечь детей старшего дошкольного возраста и их родителей к изучению и защите птиц.
Задачи:
— закрепить представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
— закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;
— формировать умение согласовывать имена существительные с числительными и глаголами;
— развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
— воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
— закреплять умения оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение;
— развивать эстетические чувства;
— воспитывать дружеские отношения.
Материалы: видеопроектор (запись перелетные птицы); картина с изображением птиц (ножницы, цветная бумага, краски, клей, желуди).
- Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели».
О каком времени года это стихотворение?
Какие птицы улетают в теплые края?
Игра — «Изобрази птицу»
- Беседа о птицах:
Воспитатель: Птицы – это животные с перьями и крыльями. Почти все они умеют летать. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
- Словесная игра «Кто как голос подает»
-голубь…(воркует)
-журавль…(курлычет)
-глухарь…(токует)
-воробей…(чирикает)
-утка…(крякает)
-ворона…(каркает)
-филин…(ухает)
-индюк…(кудыкает)
-гусь…(гогочет)
Воспитатель: Все ли птицы улетают в теплые края? Какие птицы остаются? Каких птиц вы видите в детском саду?
- Просмотр видеозаписи перелетные птицы
Воспитатель: Каких птиц вы узнали? Кому какая птица понравилась?
- Массаж биологически-активных зон «Сорока»
Ока-ока-ока —
Потереть ладони друг о друга.
Где живет сорока?
Оки-оки-оки —
Не найти гнездо сороки.
Приставить ладони ребрами ко лбу, как козырек, и энергично растирать лоб движениями в стороны — к середине лба.
Ок-ок-ок —
Кулачками провести под крыльями носа.
На, поклюй-ка колосок!
Ку-ку-ку —
Попить лети ты на реку.
Раздвинуть указательные и средние пальцы «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами.
Ко-ко-ко —
А река-то далеко!
Мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз.
Воспитатель: Все перелетные птицы возвращаются в родные места, в свои гнезда.
Как вы думаете почему? Вы хотели бы, чтобы птицы весной возвратились к нам? Тогда мы будем беречь природу, заботится о птицах, ремонтировать скворечники, не разрушать гнезда.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
- Коллективная работа аппликация «Вот она какая осень золотая»
Стихотворение Е.Онегина «Уж небо осенью дышала».
- На прогулке
Упражнение для развития речевых и мимических движений
Дети изображают названные в рассказе эмоции и состояния. Испугались птицы каких-то шорохов, начали прислушиваться, застыли на ветках, озябли. (Изображают птиц в морозный день, передают эмоциональное состояние-сочувствие птицам.) И вдруг: о чудо! Вкусный корм кто-то заготовил для них. (Изображают радость.) Но тут незаметно подкралась кошка. (Изображают воробья, попавшего в лапы к кошке, показывают, как рассердились на кошку.) Кошка отпустила воробья. (Изображают, как пожалели воробья).
- Итог занятия
Воспитатель. Что понравилось в нашей беседе? О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли?
(Ответы детей).
Литература: Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет (формирование мелкой моторики, развитие речи).