Волшебница-соль или разгаданная тайна

 План-конспект  образовательной  деятельности

«Волшебница-соль или разгаданная тайна»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Цвикло Ирина Васильевна,

воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1»,

г. Называевск  Омской области

 

Цель: продолжать формировать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования с природным веществом — солью.

 Задачи с учётом интеграции образовательных областей:

  1. Формировать у детей представления  о свойствах и видах соли, применении и значении в жизни человека.
  2. Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования.
  3. Формировать умение высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы.
  4. Развивать инициативу и самостоятельность в ходе экспериментирования.
  5. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Форма организации деятельности: решение проблемной ситуации.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Обсуждение технологии выделывания сыромятых шкур

  1. Этап работы: Мотивация детей к деятельности

Методы и приемы:

Проблемная ситуация

Однажды Никита Кожемяка, герой русской народной сказки, решил привезти соль для выделывания сыромятных шкур. Он погрузил на корабль несколько мешков и отправился в путь (в Киев). Но вдруг небо почернело, на море разыгралась буря и мешки волной были выброшены в море. Долго боролся со стихией Никита и когда все же удалось спасти 2 мешка , они оказались пустыми…. Куда делась соль? Это осталось для него неразгаданной тайной.

Материалы и оборудование: Мокрые пустые полотняные мешочки пропитанные солью.

  1. Этап работы: Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Методы и приемы:

Проблемный диалог (вопросы к детям):

Ребята, а вы смогли бы ответить на этот вопрос? Куда делась соль? Как можно узнать? Что будем делать? (проведём опыты, узнаем что-нибудь новое и интересное о соли).

  1. Этап работы: Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Методы и приемы:

Отгадывание загадки

А ещё, ребята, я хочу предложить вам отгадать загадку: из воды родится, а воды боится (ответы детей) Что такое соль? Где в природе находится соль?

Демонстрация фильма «Добыча соли»

 Я приглашаю вас в наш небольшой кинозал,  и посмотреть фильм о том, откуда же берётся соль.

Вопросы к детям:

-Откуда же ребята берётся соль? (добывают из солёных морей, озёр)

-Молодцы! А чтобы проверить вторую часть загадки и помочь ответить на вопрос «Куда делась соль?», я приглашаю вас пройти в нашу мини-лабораторию.

Просьба, в целях чистоты эксперимента, действовать строго по моей инструкции.

Исследование:

На лист картона ложечкой положите образцы солей. Рассмотрите их под лупой и скажите, одинаковые ли они и чем отличаются?  (образец соли №1 – соль крупная, состоит из маленьких кристалликов, цвет тёмно-белый; Каменная

образец №2— соль более мелкая, имеет белый цвет. Экстра

 На что похожа соль? (частицы соли напоминают песчинки, похожа на снег, сахар..) Давайте попробуем надавить ложечкой на соль, что слышите? (слышен хруст, скрип, как снег «скрипит»).

Какой можно сделать вывод? (соль белого цвета, состоит из мелких частиц-кристаллов, сыпучая)

Опыт №1.

Налейте в стаканчики немного воды. Положите в каждый стаканчик по одной чайной ложке разные образцы солей. В каком стаканчике соль исчезла быстрее и почему? (ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете, куда исчезла соль? (ответы детей)

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилось? (ответы детей: попробовать на вкус-солёная )

Опыт№2

А как вернуть соль из воды? Мы могли бы помочь Никите Кожемяке? (высказывания  детей).Давайте попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Что происходит? Что остаётся в ложке после выпаривания воды?

Какой вывод? (соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду). Что можно было бы посоветовать герою нашей сказки? (просушить мешки на солнышке, тогда можно собрать немного соли).

Опыт №3

Если мешки  намокли, значит, из какого материала они сделаны? (из ткани). Как проверить? (высказывания детей). Возьмите ваши мешочки из ткани с солью, и опустите в стаканчик с водой. Что происходит? Из какого материала нужно было сделать мешки, чтобы они не промокли? (из полиэтилена, который не пропускает воду). Как проверить? Опускаем полиэтиленовые мешочки с солью в воду, что наблюдаем? Какой можно было бы дать совет нашему герою? (Использовать мешки из непромокаемого материала)

Игра с мячом.  «Соль нужна для того, чтобы…»

— А ещё соль можно назвать художницей, ею можно рисовать. Как можно рисовать солью? (предположения детей)

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим – рубим,

Мы капусту мнём – мнём,

Мы капусту  солим – солим,

Мы капусту жмём – жмём.

Материалы и оборудование: Видеофильм «Добыча соли». Лист картона бумаги чёрного цвета с солью, лупа, пластиковая ложечка. На каждого ребёнка: стаканчики с образцами соли (мелкая-экстра, крупная-каменная). Два стаканчика пластиковых, пластиковая ложка, пиалка (баночка). Две свечки, две чайных ложки, салфетки. Мешочки полотняные с солью, мешочки полиэтиленовые с солью, стаканчики с водой. Мяч.

  1. Этап работы: Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Методы и приемы:

Рисование солью под спокойную музыку

Материалы и оборудование: Краски акварельные, соль, бумага, музыкальная запись.

  1. Этап работы: Подведение итогов обсуждение результатов

Методы и приемы:

Вопросы детям:

-Получилось  ли нам разгадать тайну исчезновения соли?

-Что нового узнали?

-Что понравилось больше всего?

— В чём испытывали трудности?

Ребята, а чтобы эта история вам запомнилась, мы с вами оформим выставку своих рисунков выполненных нетрадиционным способом – солью и расскажем дома своим родителям.

Материалы и оборудование: Выставка работ.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.