Трудовое воспитание дошкольников

труд

В настоящее время в детских садах незаслуженно забыто трудовое воспитание дошкольников. Считается, что это направление деятельности не современно и не относится к развивающему обучению. Однако, это не так.
В ФГОС дошкольного образования, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», представлены следующие задачи:
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— формирование позитивных установок к различным видам труда.

Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.
В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Напомню, что содержанием трудовой деятельности в дошкольном учреждении являются:
1. Самообслуживание.
2. Хозяйственно-бытовой труд.
3. Труд в природе.
4. Ручной труд.
Формы организации труда:
1. Поручения.
2. Дежурства.
3. Коллективный труд.

В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Например,
— в процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него формируются нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль);
дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;
— при организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.

Развивающий компонент трудового воспитания будет заключаться в усложнении содержания трудовых заданий и поручений, в связи с приобретением практического опыта у дошкольников. А именно, в увеличении объема работы, степени обобщенности в формулировке заданий, степени самостоятельности детей, повышении требований к качеству.
Работа педагога в данном случае осуществляется с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что тоже соответствует сути развивающего обучения.
Как Вы знаете, зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.
То, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Вот таким образом трудовое воспитание стимулирует развитие ребенка.

Темы по самообразованию (методические темы) могут быть сформулированы так:
1. Развитие личностных качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности.
2. Реализация задач трудового воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Развитие социально значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

11 комментариев к записи “Трудовое воспитание дошкольников”

  1. наталья:

    Уважаемая Бэла Геннадьевна!Все понятно, что трудовое воспитание необходимо для развития ребенка с малых лет. у меня такой вопрос,что конкретно может делать ребенок, например, дежуря по столовой? Этот вопрос мы задавали руководителям, но сейчас, при введении ВГОС, непонятно, чем можно занять ребенка, не ущемляя его прав, правильно регламентируя его время и навыки.Спасибо!

    • admin:

      Наталья, во всяком случае, раскладывать ложки, ставить пластмассовые стаканчики с салфетками дошкольники могут уже с младшей группы. И в этом нет никакого нарушения прав. Все плюсы трудового воспитания перечислять не буду (в статье об этом сказано). Но хочу добавить, что это практическая деятельность ребенка, она также значима, как и другая детская деятельность. Дежурством по столовой мы не только развиваем личностные качества, но и формируем способы выполнения бытовых действий. Поэтому не бойтесь давать детям какие-то трудовые поручения.

  2. Ольга:

    Белла Геннадьевна, у нас в д\с идет годовая задача «Формирование нравственных ценностей через приобщение детей к трудовому воспитанию и познавательному развитию». В какой форме можно провести педсовет, какие вопросы затронуть?

    • admin:

      Ольга, зря вы соединили в одной задаче и трудовое воспитание, и познавательное развитие. Во-первых, от этого и будут сложности для комплексной реализации этой задачи. Во-вторых, нравственное воспитание относится к обр. области «Социально-коммуникативное развитие».
      Поэтому тут и интересной формы-то не придумать. Можно провести в форме мастер-класса или педагогической мастерской, где педагоги будут показывать свои наработки и рассказывать о них. Особо не мудрите, так как изначально задача была сформулирована не совсем правильно.

  3. Ольга:

    Белла Геннадьевна, в этом учебном году мы решили продолжить тему по трудовому воспитанию, но упор сделать на практическую трудовую деятельность педагога и воспитанников. Как сформулировать годовую задачу?

    • admin:

      Ольга, примерно так:
      1. Организация практической трудовой деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
      2. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания (или в процессе организации трудового воспитания в дошкольном учреждении).

  4. Юлия:

    Бэла Геннадьевна!Пишу дипломную работу по теме «Современные современные способы работы с детьми.» Какие именно способы работы описать, всё, что описываю в работе, что нашла в литературе, оказывается устарело.Заранее спасибо за ответ!

    • admin:

      Юлия, у меня в книге «Методические подсказки… для воспитателей» описаны и современные тенденции образовательного процесса, и актуальные формы взаимодействия с детьми, и актуальная сейчас работа над развитием личностных качеств дошкольников. Конечно, всю дипломную работу на основании этой книги Вы не напишите, но какую-то часть можно взять. Посмотрите по содержанию (оно есть в статье «Мои книги»), может быть, она Вам подойдет. Только не сочтите это за рекламу.

      • Юлия:

        Бэла Геннадьевна!Огромное спасибо!Обязательно посмотрю. Пусть даже и реклама, если информация полезной будет, почему бы нет.

        • Юлия:

          Бэла Геннадьевна!Купила Вашу книгу. Огромное спасибо за полезный материал, не столько для написания дипломной, сколько для работы. Мой педстаж уже более 15 лет, но с введением ФГОС столько вопросов даже у нас, стажистов, не каждый ст. воспитатель может грамотно всё объяснить. А в Вашей книге столько полезной информации, сто и рекламировать не грех. Обязательно покажу девочкам на работе, пусть читают. Ещё раз спасибо!

          • admin:

            Юлия, ну и здорово, что книга пригодилась. Вам желаю на пятерку написать и защитить диплом!