Социально-правовое воспитание дошкольников

права реб

Проблема социально-правового воспитания дошкольников с целью подготовки их к жизни в современном обществе является достаточно актуальной. Знания в области права предназначены для того, чтобы упорядочить и определить отношения между людьми, их поведение. Поэтому изучение правовых норм имеет огромное значение для интеграции личности ребенка в современное общество. Данное направление реализуется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Права ребенка в Российской Федерации определяет комплекс международных и федеральных нормативных документов:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
5. Семейный кодекс Российской Федерации.

Задачи социально-правового воспитания дошкольников:
1. Формирование основ нравственно-правовых качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
2. Формирование позитивного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
3. Воспитание у детей познания себя и окружающих, умения общаться с другими людьми.
4. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Социально-правовое воспитание предполагает ознакомление дошкольников с содержанием некоторых статей Конвенции. Данный документ написан сложным юридическим языком, поэтому педагогу целесообразнее использовать адаптированный вариант текста статей Конвенции, например тот, который есть в пособии для начальных классов Е.С. Шабельника «Права ребенка».
Не нужно заучивать с детьми статьи и положения Конвенции. Задача педагога — организовать взаимодействие с детьми таким образом, чтобы осмысление положений Конвенции происходило на основе конкретных фактов из жизни или примеров из литературных источников.

Основные направления работы педагогических коллективов по данной проблеме в дошкольных образовательных учреждениях заключаются:
— в изучении содержания Конвенции о правах ребенка в самом педагогическом коллективе,
— в создании социальной службы в ДОУ и во взаимодействии педагогов дошкольного учреждения с микро и макросоциумом (специалистом по охране прав детства, инспектором по делам несовершеннолетних, работниками отдела образования, учреждений культуры, общественных организаций и др.),
— в ознакомлении родителей с положениями Конвенции с использованием средств наглядной агитации, в проведении праздников и др. мероприятий, а также в максимальном задействовании воспитательного потенциала семьи,
— в создании условий для формирования у дошкольников культуры прав и достоинства человека,
— в определении форм и методов работы, в разработке методических пособий, конспектов занятий, изготовлении дидактических игр и материалов по социально-правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Социально-правовое воспитание детей дошкольного возраста — сложный и многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей. В этот период у дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему миру, к проблеме взаимоотношений между людьми, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных ориентаций в социально-нравственной области. При этом педагогу важно сформировать у дошкольника положительную мотивацию к правовым знаниям и потребность к их постоянному расширению и углублению.
Необходим системно-комплексный подход к проблеме формирования культуры прав человека у детей дошкольного возраста. Сам процесс правовой социализации ребенка включает в себя нравственное, социальное, гражданское воспитание и состоит из трех взаимосвязанных формирующих компонентов:
1. Формирование эмоционально-личностного отношения. Дошкольник эмоционально переживает предложенную проблемную ситуацию, становится участником событий, а педагог поддерживает стремление ребенка быть добрым, честным, помочь другому человеку в трудном положении.
2. Формирование способности к самоконтролю, самоанализу собственных действий в социально-правовой сфере. Задача педагога на данном этапе не только в том, чтобы передать знания, но и в том, чтобы научить оценивать свои поступки.
3. Формирование личностной позиции. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые отношения. В этом случае ребенок оценивает свои действия и действия других на основе собственного сформированного эмоционально-личностного отношения.

Таким образом, процесс социально-правового воспитания включает в себя познание правовых принципов и норм, формирование к ним эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового общения и поведения, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Социально-правовое воспитание дошкольников”

  1. Галина:

    Здравствуйте Бэла Геннадьевна Спасибо Вам за помощь-благодаря Вашей помощи я аттестована на 1 категорию как старший воспитатель.Но в настоящее время я работаю социальным педагогом.Хочу аттестовываться как социальный педагог,имею затруднения в выборе темы.Помогите,пожалуйста,у меня пока нет вариантов.Спасибо большое.

    • admin:

      Галина, я очень рада, что есть и моя частичка в Вашей победе (т.е. в аттестации)! Поздравляю, молодец!
      А ответ на Вашу просьбу я написала уже 28 августа под статьей «Как сформулировать…» Просто сейчас очень много вопросов от педагогов каждый день и Вы, наверно, не нашли мой ответ. Вот этот ответ (копирую):
      Галина, можно так :
      1. Позитивная социализация детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
      2. Социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
      3. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
      4. Формирование моральных и нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром.