Из опыта работы
«Формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников посредством социально-ориентированных акций»
Чунтонова Лидия Викторовна,
воспитатель МАДОУ № 75,
г. Березники Пермского края
Ситуация в современном обществе и мире целом на сегодняшний день создает негативные условия для нормального, позитивного развития личности человека с самого детства. Неустойчивая экономическая и политическая картина мира все чаще порождает в обществе насилие, зло, безразличие к чувствам и ценности жизни человека. Кроме того, быстрое техническое развитие и потребительский образ жизни в современном капиталистическом обществе все больше ставят материальные ценности выше моральных и нравственных устоев. Все эти факторы негативно влияют на возможность воспитания духовно-нравственной личности, в основе которой должны быть заложены высокие чувства и ценности человеческой жизни, такие как гуманизм, отзывчивость, заботливость, уважение к труду и т.д.
Правильное, продуктивное развитие моральных чувств и привычек важно не только для становления человека как личности, но и как гражданина своей страны: «Правительство каждой страны, если оно заботится о ее будущем, должно всеми способами содействовать полноценному здоровому образу жизни населения, его психическому здоровью и высокому духовно-нравственному уровню» [Овсянникова 2011: 6]. В связи с этим, неслучайно, что законы нашего государства, нацелены на развитие духовно-нравственной личности. Так ФГОС ДО, а также Федеральный закон от 29.12.2015 годы N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач в воспитании провозглашают «создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [ст. 2 пункт 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012].
Таким образом, «актуальность и остро поставленная в обществе потребность развития и воспитания духовно-нравственной личности, ставит, в первую очередь, перед педагогами дошкольного образования задачу в воспитании у детей высоких нравственных чувств…» [В.А. Нечаева, 1984: 8].
Следует также понимать, что кроме педагогов дошкольного учреждения неотъемлемой частью в духовно-нравственном воспитании ребенка, безусловно, должна стать и семья, то есть все те близкие ребенку люди, которые могут стать примером для развивающейся личности. Данную мысль подтверждает и Л.Ф. Островская: «Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи» [Л.Ф. Островская 1987: 3].
Для реализации воспитания духовно-нравственной личности в образовательной системе существуют различные способы педагогического воздействия, а именно методы нравственного воспитания. Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения и включает в себя метод приучения, пример взрослого или других детей, показ действия, метод наблюдения, метод организации деятельности, игра, труд. Во вторую группу методов относятся такие методы как беседы воспитателя, чтение худ. литературы и рассказывание, а также рассматривание и обсуждение, которые направлены на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений и оценок. [А.В. Нечаева, Т.А. Маркова 1984: 12-20].
Все перечисленные методы, так или иначе, способствуют развитию у детей дошкольного возраста главных проявлений духовно-нравственной личности, таких как: уважение к себе и взрослым, любовь к своей Родине и труду, отзывчивость и доброжелательность.
Понимая роль дошкольного учреждения как субъекта социального партнёрства, мы решили стать центром созидательных, творческих инициатив по проведению социально-ориентированных мероприятий, значимых не только для дошкольного сообщества группы, но и для взрослых субъектов образовательного процесса (педагогов детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников.
Однако, в методической литературе, на наш взгляд, недостаточно освещены подходы к проблеме организации нетрадиционных форм проведения с детьми и родителями совместных мероприятий, направленных на развитие духовно-нравственных качеств детей; не разработаны и не прописаны конкретные механизмы организации социально-ориентированной деятельности, в том числе механизмы организации социальных акций, позволяющие воспитателю активно применять их на практике.
Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, привлечение внимания общества к какой-либо дате, какому-либо событию. Таким образом, ключевым моментом социальной акции является деятельность по привлечению внимания общества, в том числе посредством распространения информации. С детьми дошкольного возраста мы организовывали акции различной направленности – благотворительные (сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе); социально-педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему).
Предлагаю вашему вниманию обзор проведения социально-ориентированной благотворительной акции «Наши добрые дела», так как не менее важным чувством при становлении духовно-нравственной личности является заботливое отношение и проявление любви к животным, сочувствия и желания помочь животным, оставшимся без крова: «Особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным…» [А.М. Виноградова 1989: 3].
Акция «Наши добрые дела» была организована нами в группе старшего дошкольного возраста совместно с родителями воспитанников; целью акции стало — воспитание у детей способности сочувствовать чужой беде, желания помочь ближнему и совершения добрых дел; укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной помощи, тому, кто попал в тяжелую ситуацию; глубокого ознакомления детей и взрослых с проблемой ответственности человека за тех, кого мы приручаем.
Акция проходила в несколько этапов. Началом первого этапа стало выполнение стендового плаката-объявления для родителей наших воспитанников для привлечения к участию в акции, в котором были отражены цели акции, а также содержание данного мероприятия. Также первый этап предполагал сбор методического и дидактического материала для проведения акции. На втором этапе были проведены беседы воспитателей о домашних питомцах, об их беспомощности и необходимости проявления заботы со стороны человека. Далее на занятиях по изобразительной деятельности детьми была выполнена аппликация на тему «Собака – лучший друг человека», в которой каждый ребенок мог проявить творческую инициативу в развитии данной темы. Кроме того, был организован литературный вечер «Читаем с мамой», который предполагал совместное с родителями чтение художественной литературы, как например, стихотворения А. Барто «Уехали» 1978 г., в котором наглядно иллюстрирована необходимость заботы о животных.
На третьем этапе прошел сбор материальной помощи для приюта для бездомных животных «Друг» — почти 90% семей откликнулись на идею собрать материальную помощь для приюта, и совместно с родителями одного из воспитанников вещи и провиант были доставлены в приют «Друг». При подведении итогов акции «Наши добрые дела» была проведена беседа с детьми и родителями о важности обращения внимания на проблему бездомных животных, о важности проявления сочувствия и неравнодушия. Каждый из ребят был похвален за желание совершить благородный поступок, ведь в таком деле это имеет очень большое значение. Дети и их родители сделали совместный шаг не только к совершению благородных дел, но и к гуманному развитию личности.