Из опыта работы
«Формирование личности ребёнка
посредством советского мультиматографа»
Усанова Ольга Юрьевна,
педагог-психолог МБДОУ №1,
Разина Татьяна Валерьевна,
воспитатель МБДОУ №1,
г. Апатиты Мурманской обл.
Почти с пеленок современный ребёнок окружен миром вещей, в который входят различные игрушки, и игры, и сказочные истории, в т.ч. мультипликационные. Сегодня показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев.
Мультфильмы можно назвать одним из самых сильных аспектов детского восприятия.
Обращаться к мультфильму необходимо как к одному из инструментов развития и воспитания детей. Психологи утверждают, что далеко не все мультики полезны для психики. Многие современные мультфильмы, которые транслируют по телевизору, могут оказать негативное влияние на социальное развитие и психику ребенка. Они формируют у детей агрессивность, нервозность и психические расстройства.
Старые кукольные и рисованные мультфильмы, созданные крупнейшей в СССР студией мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», естественны, как по способу производства, так и по восприятию. Советские мультфильмы ассоциируются у нас с вечными ценностями и теплыми воспоминаниями. В советских мультфильмах совершенно четко проводится грань между злом и добром, в них всегда предельно ясно, что хорошо, а что плохо. Наше поколение на них выросло, их мораль нас умудряла. И сама идея поделиться с детьми частичкой собственного детства нам очень импонирует.
Поскольку «мультики» дети основном смотрят дома, то сначала была изучена проблема «Мультфильмы, ребенок и семья». Родителям была предложена анкета «Мультик – друг или …?» . В анкетирование участвовало 42 человека, родители средней и старшей групп.
По мнению родителей, есть современные мультфильмы, негативно влияющие на сознание ребенка . В содержание таких можно заметить агрессию и насилие героев сюжета; слишком подробные сцены драки, вражды; полную безнаказанность плохих поступков персонажей;отсутствие чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей); жестокое обращение с животными и растениями; высмеивание слабости персонажей.
В организации досуга ребенка просмотр мультфильмов используется ежедневно, от 30 мин до 1-2 часов. Чаще всего мультфильмы дети смотрят вечером (до ужина или перед сном). 100% родителей дают своему ребенку возможность выбирать самому мультфильм для просмотра. 80% родителей иногда обсуждают просмотренный мультфильм.
Т.е. с одной стороны родители понимают, как могут влиять мультфильмы на развитие ребенка , а с другой стороны недостаточно серьезно относятся к данному факту и в жизни его игнорируют.
А что же дети?
- 44% детей смотрят мультики по вечерам. 8% утром, когда одеваются в детский сад, 48% -по выходным
- У 12% процентов детей родители смотрят мультики вместе с детьми. («Машу и медведь»)
- У 96% опрошенных детей запретов на просмотр мультфильмов со стороны родителей нет. Один ребенок сказал, что ему запрещают смотреть, когда начинает болеть голова.
- 76% предпочитают иностранные мультфильмы Самые популярные среди них — «Черепашки-ниндзя», «Моя маленькая пони», «Человек-паук», «Щенячий патруль» , « Клуб Винкс» российские фильмысреди них – «Маша и медведь», «Лунтик», «Фиксики», и советский мультсериал «Ну, погоди».
Воспитателям был предложен один вопрос, воспитывая у детей такие качества как понимание, сочувствие, терпимость, добро, зло, используете ли вы наряду с распространенными (классическими) педагогическими приемами сюжеты из мультфильмов? Многие ответили, что используют в организованной совместной деятельности.
По наблюдениям воспитателей дети в играх чаще изображают героев зарубежных мультфильмов ( Спайдермен, Литл Пони). Девочки очень любят рисовать или раскрашивать диснеевских принцесс. Мультфильм как произведение искусства за счёт своей метафоричности и схватывания целостного образа углубляет возможности и расширяет границы используемых педагогом методов и приёмов.
Для определения содержания совместной организованной деятельности с использованием советской мультипликации нами проведена подборка мультфильмов. Цель: ориентировать детей и родителей на выбор советских мультипликационных фильмов и сказок, которые будут способствовать социально-личностному развитию детей дошкольного возраста.
Важно отметить, социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании себя, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Именно поэтому работа по направление объединена в 3 блока, каждый из которых решает определенные задачи :
1 блок — развитие эмоциональности.
2 блок — развитие эмоциональной децентрации.
3 блок – развитие навыков сотрудничеству.
Направления/задачи | Мультфильмы |
Развитие эмоциональности и эмоциональной децентрации Задачи: Научить осознавать и вербализовать свои эмоциональные состояния (радость, грусть, злость. обида, страх). Развивать умение управлять выражением своих эмоций..Развивать наблюдательность, внимание к окружающим сочувствие, понимание и переживаний чувств другого. | 1. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». 2. «Живая шляпа». 3. «Просто так». 4. «Лекарство от злости». 5. «Как ослик грустью заболел» 6 «Ох и Ах». 7. «Про бегемота, который боялся прививок». 8. «Три поросенка» 9. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Развитие навыков сотрудничества Задачи: Формировать дружеские отношения в детском коллективе. Формировать умения решать конфликтные ситуации мирным путем.Учить детей согласовывать свои действия с действиями других.Познакомит детей с понятиями «сострадание», «верность», «преданность», «щедрость, «доброта». | 1. «Птичка Тари» 2. «Кошкин дом» 3. «Что такое хорошо — и что такое пло8.хо?» 4. «Два жадных медвежонка» 5. «Так сойдет» 6. «Кот Леопольд» 7. «Мешок яблок» 8. «Маша и волшебное варенье» 9. «Верните Рекса» 10. «Маша больше не лентяйка» |
В работе над мультфильмом использовали такие методы, как:
– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;
– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;
– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.
Мы считаем, что мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от медиа — среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с детьми анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Наш детский сад уже имеет определённую материально-техническую базу для просмотра мультфильмов – 2 видеопроектора, экрана, в каждой группе имеется плазменный телевизор, ноутбук. Наш опыт показал, что рациональное использование советских мультипликационных фильмов способствует:
- развитию у детей умения понимать свои эмоциональные состояния , умения видеть и понимать состояния других людей, быть внимательными к другим;
- развитию умения сотрудничать с другими детьми, сочувствовать и выходить из конфликтных ситуаций гуманными способами;
- развитию познавательного интереса.
Родители, к сожалению, сегодня доверяют полностью телевидению и детским каналам. Педагоги дошкольного учреждения ведут информационно – просветительскую работу среди родителей, для того, чтобы просмотренный мультфильм был для ребёнка приятным воспоминанием, а не стал причиной страхов и нарушений в поведении.
Значит ли это, что современные мультфильмы лучше ребенку не включать?
Нет, просто среди них нужно искать «правильные». Исключать их полностью – не самая удачная идея, ведь это часть современной детской субкультуры. Ребенок должен ее знать, потому что он в ней живет и растет.