Формирование личности ребёнка посредством советского мультиматографа

Из опыта работы

«Формирование личности ребёнка

посредством советского мультиматографа»

Усанова Ольга Юрьевна,

педагог-психолог  МБДОУ №1,

Разина Татьяна Валерьевна,

воспитатель МБДОУ №1,

г. Апатиты Мурманской обл.

Почти с пеленок современный ребёнок окружен  миром вещей, в который входят различные игрушки, и игры, и сказочные  истории, в т.ч. мультипликационные. Сегодня показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев.

Мультфильмы можно  назвать  одним из самых сильных аспектов детского восприятия. 

Обращаться к мультфильму необходимо как к одному из инструментов  развития и воспитания детей. Психологи утверждают, что далеко не все мультики полезны для психики. Многие современные мультфильмы, которые транслируют по телевизору, могут оказать  негативное влияние на социальное развитие и психику ребенка. Они формируют у детей агрессивность, нервозность и психические расстройства.

Старые  кукольные и рисованные мультфильмы, созданные крупнейшей в СССР студией  мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», естественны, как по способу производства,  так и по восприятию. Советские мультфильмы ассоциируются у нас с вечными ценностями и теплыми воспоминаниями. В советских мультфильмах совершенно четко проводится грань между злом и добром, в них всегда предельно ясно, что хорошо, а что плохо. Наше поколение на них выросло, их мораль нас умудряла. И сама идея поделиться с детьми  частичкой собственного детства нам очень импонирует.

Поскольку «мультики» дети основном смотрят дома, то сначала была изучена проблема «Мультфильмы, ребенок и семья».  Родителям была предложена анкета «Мультик – друг или …?» . В анкетирование участвовало 42 человека, родители  средней  и старшей  групп. 

По мнению родителей,    есть  современные мультфильмы, негативно влияющие  на сознание ребенка .  В содержание  таких  можно   заметить агрессию  и насилие героев сюжета; слишком подробные сцены драки, вражды;  полную  безнаказанность  плохих поступков  персонажей;отсутствие  чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей); жестокое обращение с животными и растениями; высмеивание   слабости персонажей.

В  организации   досуга  ребенка  просмотр мультфильмов  используется    ежедневно,  от 30 мин  до 1-2  часов.    Чаще всего  мультфильмы дети смотрят вечером  (до ужина  или перед сном). 100% родителей  дают своему ребенку возможность выбирать самому  мультфильм для просмотра. 80% родителей иногда обсуждают просмотренный мультфильм. 

Т.е.   с одной стороны родители понимают, как могут влиять мультфильмы на развитие  ребенка , а  с другой стороны недостаточно серьезно  относятся к данному факту и в жизни его   игнорируют.

А что же дети? 

  • 44%  детей смотрят мультики по вечерам. 8% утром, когда одеваются в детский сад, 48% -по выходным
  •  У 12% процентов детей родители смотрят мультики вместе с детьми.  («Машу и медведь»)
  • У 96% опрошенных детей  запретов на просмотр мультфильмов со стороны родителей нет.  Один ребенок сказал, что ему запрещают смотреть, когда начинает болеть голова.
  • 76%  предпочитают иностранные мультфильмы Самые популярные среди них — «Черепашки-ниндзя»,  «Моя маленькая пони»,  «Человек-паук», «Щенячий патруль» , « Клуб  Винкс»  российские  фильмысреди них  – «Маша и медведь», «Лунтик»,  «Фиксики», и советский мультсериал  «Ну, погоди». 

Воспитателям был предложен один вопрос, воспитывая у детей такие качества как понимание, сочувствие, терпимость, добро, зло, используете ли вы наряду с распространенными (классическими) педагогическими приемами сюжеты из мультфильмов?  Многие ответили, что используют  в организованной совместной деятельности.

По наблюдениям воспитателей дети в играх  чаще изображают  героев зарубежных мультфильмов ( Спайдермен,  Литл Пони). Девочки очень любят рисовать или раскрашивать  диснеевских принцесс. Мультфильм как произведение искусства за счёт своей метафоричности и схватывания целостного образа углубляет возможности и расширяет границы используемых педагогом методов и приёмов.

Для определения  содержания совместной организованной деятельности с использованием  советской  мультипликации нами  проведена  подборка    мультфильмов. Цель: ориентировать  детей и родителей на выбор советских  мультипликационных фильмов и сказок, которые будут способствовать  социально-личностному  развитию детей дошкольного возраста.

Важно отметить,  социально-личностное  развитие детей происходит благоприятно при условии положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании  себя, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.  Именно поэтому работа по   направление объединена в 3 блока, каждый из которых решает определенные задачи :

1 блок — развитие  эмоциональности.

2 блок —  развитие эмоциональной  децентрации.

3 блок – развитие  навыков  сотрудничеству.

Направления/задачи Мультфильмы
Развитие эмоциональности и эмоциональной децентрации Задачи: Научить осознавать и вербализовать  свои эмоциональные состояния (радость, грусть, злость. обида, страх).  Развивать умение управлять выражением своих эмоций..Развивать наблюдательность, внимание к окружающим сочувствие, понимание и переживаний  чувств другого.   1. «Крошка Енот  и тот, кто сидит в пруду».  2.  «Живая шляпа». 3. «Просто так». 4.  «Лекарство от злости». 5. «Как ослик грустью заболел» 6  «Ох и Ах». 7. «Про бегемота, который боялся прививок». 8. «Три поросенка» 9. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Развитие навыков сотрудничества Задачи: Формировать дружеские отношения в детском  коллективе. Формировать  умения решать конфликтные ситуации мирным путем.Учить детей согласовывать свои действия с действиями других.Познакомит детей с понятиями «сострадание», «верность», «преданность», «щедрость, «доброта».   1. «Птичка Тари» 2. «Кошкин дом» 3. «Что такое хорошо — и что такое пло8.хо?» 4. «Два жадных медвежонка» 5. «Так сойдет» 6. «Кот Леопольд» 7. «Мешок яблок» 8. «Маша и волшебное варенье» 9. «Верните Рекса» 10. «Маша больше не лентяйка»    

В  работе над мультфильмом использовали такие методы, как:

– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;

– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;

– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

    Мы считаем, что мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от медиа — среды,  поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с детьми анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Наш детский сад уже имеет определённую материально-техническую базу для  просмотра мультфильмов –  2 видеопроектора, экрана,  в каждой группе  имеется  плазменный телевизор, ноутбук.  Наш опыт показал,  что рациональное использование  советских  мультипликационных фильмов способствует:

  • развитию  у детей умения   понимать свои эмоциональные состояния , умения видеть и понимать состояния других людей, быть внимательными  к другим;
  • развитию умения  сотрудничать  с другими детьми, сочувствовать  и выходить из конфликтных ситуаций гуманными способами;
  • развитию  познавательного интереса.

 Родители, к сожалению, сегодня доверяют полностью телевидению и детским каналам.  Педагоги дошкольного учреждения ведут   информационно – просветительскую работу среди родителей, для того,  чтобы  просмотренный мультфильм был для ребёнка приятным воспоминанием, а  не стал  причиной страхов и нарушений в поведении.

    Значит ли это, что современные мультфильмы лучше ребенку не включать?

Нет, просто среди них нужно искать «правильные». Исключать их полностью – не самая удачная идея, ведь это часть современной детской субкультуры. Ребенок должен ее знать, потому что он в ней живет и растет.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.