Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Формирование речи детей посредством развития мелкой моторики рук | ДЕТСТВО-ГИД

Формирование речи детей посредством развития мелкой моторики рук

Из опыта работы

«Формирование речи детей посредством развития мелкой моторики рук»

 

Кириллова Лидия Ивановна,

 воспитатель  МБДОУ № 61,

 г. Апатиты Мурманской обл.

 

 С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, которые нужно им передавать. В настоящее время проблема оптимизации и эффективности обучения всех категорий детей особенно актуальна. Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных способностей детей, педагоги часто сталкиваются со школьниками, которым трудно даётся учение из-за тех или иных отклонений в развитии.

 Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными  задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном  формировании  у них речи. Это — основное условие успешного обучения, ведь  посредством речи совершенствуется развитие отвлеченного мышления, с   помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует делать для того, чтобы  речь развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

   Известно, что уровень развития ребёнка находится в прямой зависимости от  степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».  Уровень развития мелкой моторики, представляющей   собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук — один из показателей интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению   в школе. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития  мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и  внимание, связная речь.

Продуктивная деятельность дошкольников — верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи детьми, так как речь действительно приобретает практическую направленность, потому, что всё, что находится вокруг ребенка, всё,  что он делает  и как делает, получает название.

Опираясь на то, что одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является овладение речью и развитие мелкой и крупной моторики рук, я решила акцентировать внимание на развитии мелкой моторики, используя различные    пластические  средства, что и определило направление  работы, которую я   начала проводить с детьми   младшей группы.

Поставила  цель: развивать мелкую моторику рук  детей в процессе работы с  разнообразным пластическим материалом.

Для достижения цели возникла необходимость во взаимодействии  образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Работу вела по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 61, разработанной на основе  примерной  общеобразовательной       программы дошкольного образования «От рождения  до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Исходя из цели и в соответствии с требованиями ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного  образования  определила следующие   задачи в работе с детьми:

— показать детям  разнообразие пластических материалов, познакомить с их свойствами (пластичность, гибкость, вязкость, податливость), обогащать тактильный опыт детей;

— координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями рук), учить соизмерять нажим ладони на элемент пластической массы;

—  формировать умение лепить не только ладонями, но и пальцами – соединять детали не прижимая, а примазывая друг к другу, раскатывать мелкие детали из пластического материала (шарики, жгутики); для оформления работ пользоваться дополнительным материалом (природным, бросовым), красками; сочетать в  работе рисование, аппликацию;

— развивать умственную  активность детей, творчество, художественный вкус, формировать способность к поиску новых способов изображения; умение пользоваться дополнительным материалом (стек, палочки, кисточки для рисования), в ходе освоения создания образа закреплять знания об окружающем мире;

— содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей, получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, от общения в процессе работы с взрослыми и сверстниками.

В начале учебного года была проведена индивидуальная оценка развития   мелкой моторики детей в рамках педагогической диагностики для  дальнейшей работы с детьми по следующим направлениям   изобразительной  деятельности:

— умение сглаживать поверхность;

— умение лепить мелкие детали;

— умение скатывать шар;

-умение скатывать колбаски;

— умение пользоваться стеком;

— аккуратность в лепке;

— выразительность образов;

— проявление инициативы;

— проявление творчества.

Анализ данных показал, что у большинства детей группы слабо развита мелкая  моторика рук (плохо разминают пластилин, есть трудности при  скатывании деталей различных размеров, мышечный тонус пальцев рук  слабый,  неровно сглаживают поверхность,  не умеют  пользоваться стеком как для разделения пластилина на часть, так и для нанесения декоративных линий).

Для реализации поставленных цели и задач в начале 2015-2016 уч. года составила перспективный план работы по теме, включающий в себя занятия со следующими пластическими материалами: пластилин, глина, солёное тесто, бумажное тесто.

На начало учебного года в группе имелась достаточная развивающая   среда, позволяющая осуществлять комплексный подход к развитию и         коррекции мелкой моторики.

В ходе учебного процесса происходило пополнение развивающей среды:  появился кинетический песок, который способствует развитию усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитию коммуникативных навыков,    стимулирует познавательный интерес, развивает творческий потенциал  детей.

 Игры с ним полезны агрессивным, гиперактивным, застенчивым детям. Для развития мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей   собран  различный природный и бросовый материал.

Сделаны дидактические карточки «Пластилиновая мозаика», которые  предназначены для индивидуальной работы с детьми с целью закрепления навыков лепки, но и самостоятельно дети тоже могут пользоваться ими.

Оформлена  игра «Волшебные бусы»» (на основе методического пособия по  интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет «Бусоград, или  волшебные игры Феи Бусинки» М.И. Родиной). Это игры и творческие   упражнения с бусами, которые способствуют развитию мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков дошкольников.

 Совместно с детьми из солёного теста изготовлена дидактическая игра   «Вот так Африка!»,  которую можно использовать для решения различных   образовательных задач.

Работа проводилась как  на занятиях, так и в свободной деятельности. Формы  организации – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Темы занятий определялись лексическими темами и были максимально приближены к их содержанию.

При составлении планов, конспектов занятий и в организации  дальнейшей работы руководствовалась  основными принципами ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов  детства, обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным  в выборе содержания своего образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьёй;

6) формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности;

7) возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития воспитанников).

  А также принципами концепции эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Татьяной Семёновной Комаровой:

— тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала;

—  создание положительного эмоционального климата на занятиях;

— широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения; создание эстетической среды в повседневной жизни;

— бережное и уважительное отношение к творчеству детей, в каком бы виде оно не проявлялось;

 — использование разнообразных методов и приёмов в работе с детьми.

     Использовала в работе с детьми следующие методы:

— наглядный (демонстрация наглядных пособий, показ способов выполнения, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций);

— практические (работа детей с пластическим материалом, изготовление совместно со взрослым солёного и бумажного теста);

—  игровые (пальчиковые игры, дидактические игры);

— словесные (художественная литература, рассказ воспитателя, беседа с детьми о проделанной работе).

      Работу разделили на этапы:

  I этап – подготовительный, обучающий.  Включал в себя:

— подбор  литературы для работы с детьми;

— составление перспективного плана;

— анкетирование родителей;

— обследование детей;

— пополнение развивающей среды.

 Начинали от простого к сложному: дети разминали пластилин перед  началом работы  (что являлось и массажем пальцев рук), учились отщипывать  небольшие кусочки. Для работы  предлагались готовые формы, чтобы   намазывать на них пластилин. Внимание детей обращалось на то, что   поверхность должна быть гладкой, а пластилин нужно именно намазывать, а   не накладывать комочками. Знакомили с такими приёмами работы, как:  скатывание,  раскатывание,  сплющивание,  прищипывание, оттягивание, заглаживание,  разделение,  соединение.

II этап — практический:

— дети использовали знакомые им приёмы в своих работах;

— в процессе работы знакомились со свойствами пластических материалов и  учились сравнивать  их;

— создавали не только плоскостные, но и объёмные поделки из различного пластического материала;

— у детей формировалось умение наносить пластический материал  на контур рисунка, как будто закрашивая его, не выходя за границы, а так же использовать несколько цветов пластического материала;

— для выразительности работ пользоваться дополнительным материалом (природным, бросовым);

— аккуратно выполнять свои работы, доводить начатое дело до конца;

— выполнять работу последовательно, действовать по образцу и словесному указанию взрослого.

В детском саду для лепки обычно используется пластилин, поэтому начинал свою работу именно с него, используя технику «пластилинография». Многообразие цветов, яркость, мягкость, эластичность, доступность и лёгкость в работе – вот  преимущества пластилина. Наряду с этим, данный    материал является хорошим средством для развития мелкой моторики детей.

С помощью подручных материалов (стек, палочек, крышечек) на работах из пластилина можно выполнить различные узоры, оставить отпечатки, украшающие их. Природный и бросовый материал так же очень хорошо сочетаются в работе с пластилином, закрепляясь на нём. Чтобы взять самое маленькое зёрнышко или бусинку, малышу нужно захватить его пальчиками, удержать, а затем закрепить в работе, что также способствует развитию детской ручной умелости.

Традиционно лучшим  материалом для лепки в детском саду считается глина.  Но в настоящее время она редко используется в работе с детьми, потому что дорого стоит, не всегда доступна, требует специальной предварительной подготовки. Я использовала в работе аналог — готовую массу для лепки. Данный материал не требует подготовки, так как продаётся в вакуумной упаковке. Во время знакомства с ней дети получили удовольствие: им понравилось то, что она холодная, приятная на ощупь, легко делится на части. Разминать податливую массу и формировать из неё разные фигурки  оказалось увлекательно и интересно. Работа с глиной оказалось кропотливой, потребовала от детей терпения, так как в процессе работы  глина быстро сохнет. Вылепить мелкие детали оказалось труднее, чем из пластилина. Вместе с ребятами  старалась преодолевать возникшие трудности – учила пользоваться губками с водой во время лепки, объясняла, как правильно соединять детали,  помогала при выполнении работ. Некоторых детей пугала грязь на руках. Я объясняла, что она легко отмывается водой. Готовые работы сушили и затем раскрашивали красками. Работа с данным материалом помогла детям не только улучшить мелкую моторику, но и преодолеть страх, неуверенность в себе, развивала трудовые навыки детей.

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества использовала лепку из солёного теста. В процессе работы с ним развивается ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Пластичное, приятное на ощупь, оно обогащает тактильный опыт детей. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными. А при изготовлении мелких деталей дети приучаются к аккуратности и тщательности. Солёное тесто обладает хорошим релаксирующим свойством –  детям в моей группе нравилось лепить из него просто по желанию.

 Бумажная масса требует определённой подготовки к занятию, однако данный материал позволяет расширить представления детей о возможностях хорошо знакомой бумаги.  Начала с того, что вместе с детьми  делала бумажную массу. Дети проговаривали свои ощущения: мокрая, холодная, пахнет бумагой и клеем. В работе она оказалась мягкой, податливой, эластичной, хотя требовала немного больше старания. Хорошо накладывалась на картонную основу, закреплялась на нитях. Детали можно было скрепить с помощью дополнительных материалов (например, зубочисток). В процессе работы с бумажной массой развивалась не только мелкая моторика детей – они учились быть терпеливыми, старательными, преодолевать трудности, доводя до конца начатое дело.

      В рамках интеграции образовательных областей:

— расширялись представления детей о предметах, которые их окружают, их качествах и свойствах;

—  углублялись знания по лексическим темам;

— в ходе знакомства с различными пластическими материалами развивалось логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы и умозаключения;

— развивалась мелкая моторика, улучшалась речь детей, обогащался словарь детей;

— развивались навыки коллективной работы;

— дети учились бережно, с уважением относится к работам своих товарищей.

 Нужно отметить, что каждая созданная ребёнком поделка была значимой, так как работа с любым пластическим материалом трудоёмкая, требует от детей усилий. Все работы участвовали в выставках, в оформлении группы и дошкольного учреждения. Успехи детей выделялись, поощрялись.  Каждому из детей предоставлялась возможность рассказать о своей работе.

Организуя  работу по данной теме, я старалась активно взаимодействовать с родителями воспитанников. На первом родительском собрании познакомила их с направлениями планируемой работы, провела анкетирование с целью выяснения их отношение к продуктивной деятельности детей, возможности организации её дома и участия вместе с нами в этой работе. Результаты оказались положительными, поэтому детям и родителям предоставлялась возможность  выполнять работы дома. В индивидуальных консультациях знакомила с различными приёмами выполнения поделок. Были организованы совместные выставки «Осень золотая» (к осеннему празднику), «Бабочки» (к Дню Матери), «Зимушка-зима»(к новогодним утренникам). По отзывам, многие дети, родители воспитанников и сотрудники нашего детского сада получили удовольствие от работ, выполненных детьми и их родителями, к каждому празднику эти выставки были настоящим украшением зала. Консультации на темы: «Пластилинграфия – это интересно!», «Что даёт ребёнку лепка», «В чём польза лепки?» помогали им больше узнать о пользе лепки, об особенностях развития мелкой моторики детей и др. С отдельными наиболее активными родителями велась индивидуальная работа.

      Диагностируя  развитие личности в соответствии с п. 3.2.3. ФГОС ДО провела оценку индивидуального развития детей. На основании чего можно сделать вывод:

—  дети овладели навыками лепки,  у них развита мелкая моторика;

— они овладевают основными культурными способами изобразительной деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность,  способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— обладают  установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

— способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

—   у детей развивается воображение, они  проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями.

Таким образом, эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. Каждый из этих методов – это игра. Их использование позволило детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее; способствовало развитию воображения, давало полную свободу для самовыражения, что позволило успешно решать проблемы речевых нарушений у детей.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80 с.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 96 с.
  4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.
  5. «Детский сад от А до Я», научно – методический журнал для педагогов и родителей, №6 2010 г., Шатрова С.А., Баранчикова Е.В., «Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников», стр. 134.
  6. «Дошкольная педагогика», №1-2009 г., Киселёва Н.В. «Пластилиновая живопись в детском саду», стр. 38.
  7. Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016 — 96с
  8. Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. -80 с.: цв.вкл.
  9. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ№ 61, созданная с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  10. Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем», Учебно-методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2013.-176с. (Развитие речи шаг за шагом).
  11. Солёное тесто: украшения сувениры, поделки. – М.: Изд-во Эксмо,2003.
  12. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №11, ноябрь 2011,Тарасова Н.В., «Обучение дошкольников технике рисования пластилином», стр.52.
  13. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.: цв.вкл.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.