Кони-птицы

Конспект совместной образовательной деятельности

«Кони-птицы»

в подготовительной к школе группе

Светлова Наталья Владимировна,

воспитатель МАОУ «Гимназия № 16»,

 г. Кунгур Пермского края  

Цель: ознакомление старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить детей  рисовать  фантазийных  коней, птиц по мотивам городецкой росписи.
  • Расширить знания детей о городецкой росписи, ее элементах.

Развивающие:

  •  Продолжать развивать  у детей воображение, чувство цвета, формы и композиции.
  • Развивать  словарный запас: элементы, подмалёвок, оживки, завитки,  промыслы, утварь, удила, грива.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству, творчеству.
  • Формировать интерес к творческой деятельности по средствам декоративно-прикладного искусства.

 Оборудование:

Для рисования – листы бумаги разного размера и формата жёлтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы), краски гуашевые, кисти, баночки с водой, пастель, фломастеры. Для рассматривания – городецкие игрушки и предметы быта (или их изображение), презентация «Городецкая роспись», мультимедиа, технологические карты для рисования городецкого фазана, коня и розана. Музыкальное сопровождение: М. Глинка «Жаворонок» (минус).

Предварительная работа:

•         Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.

•   Рассматривание альбома «Городецкие узоры»

•   Чтение стихотворения В. Шипулиной «Чудо-росписи»

Используемые  методы, приемы, технологии  обучения:

•         методы обучения: наглядные, словесные (беседа, художественное слово),  проблемные (проблемные ситуации);

•         приемы обучения: вопросы, пояснения,  рассказ, поощрения, проблемные ситуации,  действия моторного характера, сюрпризный момент, показ, игра.

Технологии обучения:

• технология проблемного обучения (проблемные ситуации);

• технология  развивающего обучения;

• технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы);

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационно – мотивационный момент

Воспитатель приглашает детей посетить выставку «Городецкая роспись», предлагает детям рассмотреть предметы, задаёт вопросы.

Воспитатель: Ребята, на какую выставку мы с вами пришли? Какие предметы вы видите на выставке? Чем же все эти экспонаты  похожи?  (ответы детей)

Воспитатель: — Конечно, вы заметили одинаковую необыкновенную на всех предметах роспись – кони, птицы, цветы, элементы узоров. Всё это изделия Городецких промыслов. Каких линий в рисунках больше? (ответы детей)

-Да, вы правы, что рисунок состоит из удлинённых волнистых линий, написанных широкими  мазками или тонкими – только кончиками кисти.

-Давайте отправимся по «речке времени» туда, где она зародилась и узнаем, что ещё делали городецкие мастера. Постараемся узнать их секреты.

2. Основная часть

Под тихую музыку воспитатель ведёт презентацию Городецкой росписи, пересказывает своими словами рассказ А. П. Рогова «Конь копытом бьёт».

Воспитатель: Стоит на реке Волге старинный городок Городец. Дома в этом городе украшают богатой резьбой, и похожи они на сказочные терема. Сплошь в резных и расписных затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и другие домашние вещи. Самое же примечательное изображение – это чудо конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами: «Конь копытом бьёт, удила грызёт».

Таких коней рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. И получается, как будто кони мчатся, а птицы сидят в каких-то сказочных, весёлых садах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы. Обычных коней рисуют и вырезают из дерева не только в Городце, но и во многих других городах. Но таких коней, летящих подобно птицам, нигде, кроме Городца, не увидишь. Потому так прекрасны эти кони-птицы, что делают их настоящие художники, передавая секреты своего мастерства из поколения в поколение: от деда к внуку, от бабушки к внучке.

2.1. Показ воспитателя

Воспитатель: Ребята, а я знаю секрет городецких мастеров. И хочу с вами поделиться этим секретом. А где он может вам пригодиться,  вы узнаете сегодня на нашем занятии. 

— Мы сегодня узнаем кое-что из этого секрета: как нарисовать сказочных птиц, коней и цветы. Поднимите руку и представьте, что у вас в руке кисть.

-Начинаем рисовать линию живота. По сути это просто волнистая линия (верхний изгиб поменьше — это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой – это животик). Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла. Ноги. Под животом нарисуйте 2 чёрточки. Одну направьте в сторону хвоста, другую почти прямо. Надо дорисовать задние ноги – это снова 2 чёрточки – дуги. Птица готова.

— А для того чтобы получился конь мы с вами:

-сначала рисуем туловище, как у птицы 

-потом хвост и гриву из удлинённых завитков,

-после того как краска подсохнет, будем украшать туловище и рисовать мелкие детали – глаза, рот, удила.

-Туловище нужно рисовать всем ворсом кисти, а детали – кончиком ворса. Конь готов.

-Подумайте, кто вам больше понравился: птицы или кони? Кого вы будете рисовать?

2.2. Физкультминутка

Воспитатель: А прежде, чем вы приступите к рисованию,  мы немного поиграем:

Конь меня в дорогу ждет,  

Бьет копытом у ворот (притопывают одной ногой)

На ветру качают гривой (качают головой из стороны в сторону)

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу (вытянуть руки перед собой впереди, сжав в кулаки)

Не поеду, полечу! (слегка присаживаются и встают)

Там, за дальнею рекой

Помашу тебе рукой (машут правой рукой, прощаясь)

2.3. Продуктивная  деятельность

Воспитатель: А теперь выберите форму листа для рисования, подумайте, что вы будите расписывать.

-Напоминаю вам, что птицы сидят, а кони мчатся над сказочными цветущими садами, поэтому внизу и по уголкам можно нарисовать городецкие цветы.  А вверху ярко светит солнце — цветок — розан.

3. Заключительная часть

Воспитатель:  Ребята, где мы сегодня побывали? Что мы там видели? Чему мы научились? (ответы детей).

3.1. Рефлексия

Воспитатель предлагает детям разместить работы на выставке «Кони-птицы». Дарит детям раскраски.

Воспитатель:  Ребята, хочу вам подарить раскраски с изображением городецкой игрушки и предметами быта.

Список используемой литературы:

Учебно-методическое пособие И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа.

Приложение

Технологические карты рисования Коня, Птицы, Розана

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.