Методическая разработка
«Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством дидактических игр»
Ерофеева Дарья Игоревна,
воспитатель МБДОУ № 17,
г. Павлово Нижегородской обл.
Проблемы по формированию знаний о здоровом образе жизни дошкольников раскрываются в работах ученых, психологов, педагогов, таких, как Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский. Они указывают на необходимость создания особых педагогических условий в дошкольном возрасте для формирования представлений о здоровом образе жизни.
Ф. Фребель, К.Д.Ушинскийи др., утвердили взаимосвязь обучения и дидактических игр для детского сада, они высоко ценили игру, считая ее важнейшим средством в воспитании и обучении детей.
Современные педагоги Е.И Тихеева, А.К Бондаренко и др., считали, что формирование здорового образа жизни у дошкольника-это элемент обучения в детском дошкольном учреждении. А в процессе обучения детейважное место отводится игре. Таким образом, формирование навыков личной гигиены, выполнения распорядка дня, и других элементов здорового образа жизни, успешно можно осуществлять посредством дидактической игры.
Обзор методической литературы показал, что современные методические пособия не раскрывают разнообразие методов и приёмов работы по ЗОЖ.
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на: 1.6.6.формирования ценностей здорового образа жизни, развития их, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
2.6 становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Дошкольный возраст является сенситивным для формирования представлений о здоровом образе жизни и человеке в нем. В этот же период должны закладываться и представления о здоровом образе жизни у дошкольников. Актуальность разработки обусловлена тем, что в современной практике по формированию знаний о здоровом образе жизни дошкольников существует ряд проблем:
– недостаток методических пособий и рекомендаций по формированию знаний о здоровом образе жизни, позволяющих воспитателю планомерно и систематически решать задачи
– недостаточное количество наглядного и иллюстративного материала по теме «Бережем свое здоровье», дидактических и развивающих игр в ДОУ;
– недостаточно высокий уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у воспитанников.
Решение этих проблем привели к необходимости разработать комплекс педагогических мероприятий с детьми, родителями, педагогами, направленную на поиск новых подходов в организации и содержании работы по формированию у детей здорового образа жизни.
Одним из средств эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни и выработке правильных привычек является дидактическая игра.
Ввиду всего выше сказанного, целью моей деятельности стало – организация эффективной работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей через дидактическую игру. Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Цель: Организация эффективной работы по формированию знаний о здоровом образе жизни посредством дидактических игр.
Задачи:
- Формирование у детей представление об организме человека
- Формирование представления о том, что вредно, а что полезно
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Насыщение развивающей среды дидактическими играми о здоровом образе жизни
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах здорового образа жизни.
Ведущая педагогическая идея заключается в формировании у детей знаний о здоровом образе жизни, становления правильного отношения к своему здоровью и желанию его беречь, посредством дидактических игр.
С целью выявления степени сформированности представлений у дошкольников о здоровом образе жизни было проведено анкетирование детей по выявлению знаний по методике Е.Н. Васильевой и Л.Г. Касьяновой« Что я знаю о здоровье и ЗОЖ» (2004г) .
Детям были предложены вопросы, в
ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о знаниях
о здоровом образе жизни (приложение № 1). В ходе обследования было выявлено, что у 74% детей
представления о ЗОЖ, находятся в стадии формирования. И только
у 26% сформировано представление о ЗОЖ.
Развитие представлений
дошкольников о ЗОЖ, воспитание интереса к
нему исходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и
родителей, поэтому для выявления заинтересованности родителей в формировании знаний о здоровом образе
жизни у детей было проведено анкетирование родителей.
Результаты
анкетирования дали возможность выявить степень заинтересованности в
сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна
помощь.
С целью реализации задач данного опыта был разработан перспективный план по формированию знаний о здоровом образе жизни посредством дидактической игры; создана развивающая предметно-пространственная среда.
Для этого в группе был создан «Уголок игр Здоровейки» , где были размещены дидактические игры по формированию здорового образа жизни у детей .
Для ознакомления детей с представлением о правильном питании и пользе витаминов, я использовала такие дидактические игры, как:« Полезная и вредная пища», «Узнай и назови» (сл), «Полезно – вредно» (Н-П),Витамины – это таблетки, которые растут на ветке» (Сл).
Дидактическая игра «Что за витамин в фрукте?», «Где живут витамины?» Основная цель этих игр: Закрепление представления о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма; закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни;
Рассказывая детям о профилактике заболеваний, о лекарствах и болезнях использовала такие дидактические игры, как Волшебный мешочек»(П), «Найди отличия» ( П-Н ), «Для здоровья хорошо…» (Сл), «Если хочешь быть здоров?» (сл), «Здоровый малыш» (Н-П), «Для здоровья хорошо….» (Сл, «Лабиринт здоровья (Н), формировала представления о здоровом человеке, умение контролировать своё здоровье, укреплять его и развивать навыки безопасного поведения. Используя дидактические игры, как «Я опрятный, аккуратный» (Сл), «Что ты можешь о них сказать?» (сл), «Собери человека» (П-Н), «Сделаем куклам разные прически» (П). Знакомила детей с тем как устроено тело человека, формировала умение прислушиваться к своему организму, чувствовать его работу.
Совершенствуя знания детей о правилах ухода за полостью рта ,использовала такие дидактические игры, как «Полезные и вредные продукты для зубов» (П) «Для чего нам это нужно?» (Сл)« Чистоплотные дети» (П)«Опасное- безопасное» ( Н-П) для формирования знаний о гигиенических процедурах полости рта.
Некоторые дети испытывают чувство страха, когда требуется помощь специалиста. Для того, чтобы поход к врачу не пугал ребенка я использовала такие дидактические игры, как «На приеме у врача» (Сл) «Чемоданчик Айболита» (С), «Назови предметы» (П), «Что лишнее» (Н-П).
Мы считаем, что ребенку необходимо знать, что каждый человек должен уметь оказывать первую помощь, для этого совместно с родителями изготовили дид игру «Первая помощь», которая знакомила детей с оказанием первой помощи до приезда врачей.
Таким образом, все вместе это позволило выработать у ребенка подсознательную привычку в здоровом образе жизни, предвидеть опасность, по возможности избегать ее , при необходимости — действовать.
Формирование у детей знаний о здоровом образе жизни невозможно без установления тесной связи с семьей. Родители были приглашены на семинар – практикум «Здоровая семья». Проведена консультация «Значение дидактических игр, при формировании знаний детей о здоровом образе жизни».
Был организован конкурс «Здоровье- это здорово!», где родители своими руками изготовили дидактические игры по ЗОЖ.
С течением времени родители из довольно равнодушных наблюдателей постепенно превращались в активных участников педагогического процесса по формировании знаний детей о здоровом образе жизни, осознавая актуальность и нужность такой работы.
С целью выявления результативности проведенной мною работы по формированию знаний здорового образа жизни посредством дидактической игры дошкольников были предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о здоровом образе жизни у 79% детей знания о здоровом образе жизни сформированы, 25% детей в стадии формирования.
В результате проделанной работы по данной теме у детей:
1. Повысился уровень знаний о личной гигиене
2. Обогатились представления о правильном питании
3. Сформировались представления детей о своем организме
4. Сформировалось представление о безопасности жизнедеятельности
5. Выработалось положительное отношение к здоровому образу жизни
Список используемой литературы: 1. К.Ю.Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.; МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2015. 2.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение» 3.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 4. Н.Ф.Губанова Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. 5.С.Л.Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва ««Просвещение» 6.А.Н.Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва 7.А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г.
Москва «Просвещение» .