Методический мост
«Формирование математических представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте посредством дидактических игр»
Назарчук Александра Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ № 5,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений и понятий.
В.А. Сухомлинский
Развитие элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом.
В обучении дошкольников необходимо использовать игровые методы. Согласно концепции обучения детей дошкольного возраста игра рассматривается, как основной метод обучения. В игре наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается психика ребёнка.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать с воспитанниками работу по формированию математических представлений в соответствии с современными требованиями и посредством использования дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Дидактическая игра – целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.
Вопрос: Уважаемые коллеги, давайте вспомним, что относится к основным компонентам дидактической игры?
К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.
Вопрос: Что относится к дополнительным компонентам дидактической игры?
К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Несмотря на многообразие дидактических игр, их главной задачей является развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности и общего умственного развития.
Вопрос: «Какое основное назначение дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников?» (ответы)
Основное назначение – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.
В формировании у детей математических представлений широко использую занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры.
Вопрос: «На какие группы делятся дидактические игры?» (ответы)
Дидактические игры делятся на:
— игры с предметами
— настольно-печатные игры
— словесные игры
Вопрос: «На какие группы делятся игры по формированию математических представлений?» (ответы)
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествие во времени
- Игры на ориентирование в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Для достижения поставленной цели мною были подобраны и систематизированы дидактические игры по формированию элементарных математических представлений с учётом их классификации.
Вопрос: «Какие игры Вы используете при знакомстве дошкольников с величиной?» (ответы)
- Игры с величиной
«Разложи по величине», «Длинное-короткое», «Широкое-узкое», «Большой, средний, маленький», «Большие и маленькие». «Весёлые матрёшки», «Сравни по высоте», «Три медведя», «Построим дома».
Цель: Способствовать развитию у детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине. Употреблять сравнения (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький). Выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Вопрос: «Какие игры помогают Вам закреплять представления у детей о геометрических фигурах?» (ответы)
«Подбери нужную фигуру», «Волшебные коробочки», «Цветная геометрия», «Какая фигура лишняя», «Наряди матрешку», «Подбери по форме», «Фигуры».
- Игры с геометрическими фигурами
Цель: Побуждать умения детей называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Вопрос: «Какие игры Вы используете в своей работе при формировании навыков счета у детей?» (ответы)
«Посчитай и обведи», «Найди цифру», «Один-много», «Разложи правильно», «Легкий счет», «Математика», «Веселый счет».
- Игры с количеством и счётом.
Цель: Стимулировать навыку счёту в пределах трёх, сравнивать группы предметов, содержащие до трёх предметов, сравнивать количество предметов. Объяснять это словами; понимать значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечать на него.
Вопрос: «Какие игры помогают Вам знакомить детей с пространственными отношениями, развивать умения определять пространственные направления?» (ответы)
«Разложи по направлению», «Наш день», «Что где находится», «Куда идёт зайка?», «Покажи и назови части суток».
- Игры на ориентировку в пространстве и во времени.
Цель: Совершенствовать умения детей различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь. Различать понятия: спереди, сзади, вверху, внизу. Понимать и называть расположение предмета: слева, справа, над, под, за. Различать правую и левую руки.
Вопрос: «Какие игры мы можем использовать на развитие логического мышления?» (ответы).
«Квадрат Воскобовича», «Собери квадрат В.П.Никитина», «Лабиринты», «Собери по образцу», «Найди сходства и различия», «Пазлы».
- Игры на логическое мышление.
Цель: Активизировать умения детей решать задачи на сравнение, классификацию, устанавливать последовательность событий, продолжать ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком.
Дидактические игры по математике я использую не только на занятиях, но и на прогулке, при организации трудовой деятельности. Также включаю игры в продуктивные виды деятельности.
Огромная работа мною проводится по взаимодействию с семьями воспитанников через познавательную (консультации «Игры в кругу семьи», родительские собрания «ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста», семинар-практикум «Как организовать занятие по ФЭМП дома» досуговую и информационно-аналитическую форму работы (анкетирование, советы воспитателя).
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда , способствующая формированию математических представлений. Математический центр, в котором подобраны дидактические игры и разнообразный конструктивный материал в соответствии с современными требованиями, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
В ходе проведённой мною работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников, средствами дидактических игр были достигнуты следующие результаты.
- У воспитанников сформировано умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине: высоте, длине, ширине, толщине.
- Развито представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб.
- Дети свободно считают до пяти.
- Умеют определять пространственные направления от себя (вперед, назад, направо, налево, вверх-низ), последовательность частей суток (утро, день, вечер, ночь).
- Также я отметила, что повысился уровень заинтересованности родителей в познавательном развитии своих детей. (слайд 14)
Уважаемые коллеги! Хочу обратить Ваше внимание на дидактические игры: «Собери квадрат» — В.П.Никитина, квадрат В.В. Воскобовича, счетные палочки Кюизенера и волшебный куб.