В педагогике выделяют три вида вопросов:
1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает?
Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные:
Кто это? — Девочка.
Что это? — Стул.
Что делает кот? — Спит.
Репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти.
2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах распространенные предложения.
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?
Например: Где спит кот? — Кот спит на диване.
Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание;
3.Проблемные вопросы начинаются с вопросительных наречий: почему? зачем?
Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения.
Проблемные вопросы помогают устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.
Проблемные и, в некоторой степени, поисковые вопросы относят к развивающим вопросам.
Я писала о проблемных и поисковых вопросах в этой статье.
Как формулировать развивающие вопросы?
Возьмем, для примера, тему «Транспорт».
Алгоритм развивающего диалога такой:
Сначала задаются вопросы на восстановление опыта: «На чем вы сегодня приехали в детский сад или вы пришли или приехали?». Этот вопрос требует воспоминания.
Затем вопросы на осмысление: «Почему приехали, а не пришли пешком?». Или: «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?». Это вопросы, требующие анализа ситуации.
Далее задается обобщающий вопрос, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям в городе нужен транспорт?».
О том, кто должен больше говорить в процессе НОД, воспитатель или дети, я написала в группе нашего сайта в ВКонтакте
Становитесь участником этой группы! Пишите свои предложения и педагогические находки!
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Помогите пожалуйста сформулировать тему для аттестации на первую категорию. Я выбрала: Приобщение детей средней группы к художественной литературе через чтение русских народных сказок.
Олеся, Вы правильно сформулировали тему. Нужно только чуть-чуть подкорректировать: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе посредством русских народных сказок».
Спасибо вам огромное.
Добрый вечер. Бела Геннадьевна, пожалуйста, помогите составить план работы по теме самообразования «Инновационные технологии (игротерапия) как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста».
Старший воспитатель дала рекомендации взять тему по самообразованию в соответствии с годовыми задачами( «Оптимизация работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников путем использования здоровьесберегающих инновационных технологий игротерапии.
Анна, я Вам написала на почту. Посмотрите там, пожалуйста.
Добрый вечер. Бела Геннадьевна, пожалуйста, помогите составить план работы по теме самообразования «Инновационные технологии (игротерапия) как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста».
Старший воспитатель дала рекомендации взять тему по самообразованию в соответствии с годовыми задачами( «Оптимизация работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников путем использования здоровьесберегающих инновационных технологий игротерапии.
Уважаемая Белла Геннадьевна! Прошу у вас помощи для формулировки темы самообразования. Работаю в группах по подготовке детей к школе (средняя, старшая, подготовительная). В работе использую технологию проблемного обучения. Часто интересные вопросы перерастают в индивидуальные проекты детей. Активно защищаем их на разных уровнях. Вообще, все дети у меня активные любознательные. Подтверждаю высшую категорию. Хочется не сильно объемную тему, но современную формулировку
Альбина Рависовна, могу предложить такие формулировки:
1. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
2. Формирование технологической компетентности у детей дошкольного возраста посредством проблемного обучения. (Но, наверное, не найти диагностики по этой теме).
3. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.