Как формулировать развивающие вопросы

В педагогике вы­деляют три вида вопросов:

1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы наибо­лее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начи­наются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, одно­словные:

Кто это?    —   Девочка.

Что это?    —   Стул.

Что делает кот?   —  Спит.

Репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествова­ния и способствуют развитию памяти.

2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают ис­пользование в ответах распространенные предложе­ния.

Составной частью поисковых вопросов являются вопро­сительные местоимения или наречия, с которых начинает­ся вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?

Например: Где спит кот?    —    Кот спит на диване.

Поисковые вопросы развивают наблю­дательность и внимание;

3.Проблемные вопросы начинаются с вопросительных на­речий: почему? зачем?

Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой слож­ноподчиненные предложения.

Проблемные вопросы помогают устанавливать причинно-след­ственные связи и смысловые ассоциации, развивают логи­ческое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.

Проблемные и, в некоторой степени, поисковые вопросы относят к развивающим вопросам.

Я писала о проблемных и поисковых вопросах в этой статье.

Как формулировать развивающие вопросы?

Возьмем, для примера,  тему «Транспорт».

Алгоритм развивающего диалога такой:

Сначала задаются вопросы на восстановление опыта: «На чем вы сегодня приехали в детский сад или вы пришли или приехали?». Этот вопрос требует воспоминания.

Затем вопросы на осмысление: «Почему приехали, а не пришли пешком?». Или: «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?».  Это вопросы, требующие анализа ситуации.

Далее задается обобщающий вопрос, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям в городе нужен транспорт?».

О том, кто должен больше говорить в процессе НОД, воспитатель или дети, я написала в группе нашего сайта в ВКонтакте

Становитесь участником этой группы! Пишите свои предложения и педагогические находки!

О проблеме вопросов-ответов можно также прочесть в мессенджере Телеграм.  Там мы разбираем актуальные педагогические кейсы https://t.me/detstvogid

Зарегистрируйтесь в Телеграм! Будет много интересного и необходимого для работы!

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,

доцент, кандидат педагогических наук.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.